«Мы — это то, на что мы смотрим»: искусствовед — об истории и художественных особенностях фотографии

0 392

19 июля 1822 года считается датой появления первой в мире фотографии, её автором был француз Нисефор Ньепс. Наряду с Луи-Жаком Дагером он стал создателем техники фотографии. Сегодня фотография имеет повсеместное распространение, с появлением цифровых камер делать снимки стало просто и быстро. О том, как эта массовость влияет на фотографическое искусство, в интервью RT рассказала кандидат искусствоведения, куратор, историк фотографии, член Международной ассоциации художественных критиков (AICA), арт-директор Международного фестиваля фотографии PhotoVisa Ирина Чмырёва. Она объяснила, как различаются национальные школы фотографии, как эксперты оценивают художественные достоинства фоторабот, почему в СССР излюбленным жанром фотохудожников был пейзаж и как на фотографию повлияло появление генеративных нейросетей.

«Мы — это то, на что мы смотрим»: искусствовед — об истории и художественных особенностях фотографии

  • © Tetra Images

— 19 июля 1822 года француз Нисефор Ньепс произвёл первую в мире фотографию. Он стоял у истоков изобретения технологии фотосъёмки наряду с Луи-Жаком Дагером. Расскажите, пожалуйста, какие предпосылки — технические, культурные — привели к созданию фотографии?

— Учёные и художники прошлых эпох мечтали о том, чтобы изображение появлялось само и сохранялось — то есть о том, что сегодня мы называем фотографией. До того как оформилась эта технология, люди не раз получали снимки случайным образом, но не знали, как воспроизвести этот опыт, поскольку не понимали лежащие в его основе физические и химические принципы. И даже когда в 1939 году Луи-Жак Дагер опубликовал метод получения стабильных фотографических изображений, в обществе начались спекуляции — разговоры о том, что на самом деле афонские монахи владели этой техникой ещё в XV веке, но хранили втайне… Правда в том, что описание камеры-обскуры было вывезено в Европу из Китая ещё в XV веке, её использовали художники, но им приходилось перерисовывать изображение, обводить по контуру призрачные тени, которые возникали при помощи камеры-обскуры и других оптических приспособлений. Поиски способов зафиксировать изображение продолжались в XVIII веке. Причём не только в Европе, но и в других частях света независимо друг от друга. Именно поэтому историю фотографии некоторые историки начинают с XVIII, а не с XIX века.

«Мы — это то, на что мы смотрим»: искусствовед — об истории и художественных особенностях фотографии

  • Ирина Чмырёва на фотовыставке Владимира Вяткина в рамках XIX Международного фестиваля фотографии (PIP) в Пинъяо
  • © Владимир Вяткин

Важно отметить, что история фотографии как технологии не равна истории произведений фотоискусства, сделанных с помощью камеры и химических реакций. За технологией стоит множество гениальных физиков, химиков, инженеров, имена которых незнакомы большинству современных фотографов, хотя они ежедневно пользуются результатами их открытий и созданными на их основе камерами.

— А есть ли критерии, по которым можно отличить хорошую художественную фотографию от плохой?

— Бессмысленно пытать искусствоведа, чтобы он дал чёткую инструкцию такого рода. Вы же не будете требовать этого в отношении живописи или архитектуры и даже современного искусства? Если вы, конечно, понимаете, что профессионализм лежит в иной области, чем «история искусств за пять уроков» или «архитектура в десяти шедеврах». Да, подумав, профессионал выдаст некий ответ, но это будет абсолютно герметичная формула, которую неспециалисты вряд ли смогут применить. Например, я скажу, что в фотографии важен художественный образ. А что это такое? Вся теория фотографии в советскую эпоху развивалась вокруг этого понятия, об этом писались диссертации, велись споры.

На сцене Театра эстрады 21 марта состоится премьера шоу «Русский регтайм» о жизни столичного бомонда в 1920—1930-е годы. Постановка…

— А как на фотографию повлияло появление генеративных нейросетей, которые конструируют изображения на основе уже сделанных людьми снимков?

— Если мы начнём смотреть на мир через картинки, сгенерированные искусственным интеллектом, то есть математическим алгоритмом, мы рискуем разрушить собственное знание об окружающей реальности. Алгоритм позволяет лишь комбинаторно репродуцировать накопленные людьми знания, но при этом комбинаторика не равна углублению и расширению знания. Да, когда художник создаёт произведение искусства, он тоже опирается на предысторию культуры, на стереотипы своей социальной среды, свой опыт. Но талант связывает всё это в удивительный коктейль, в котором рождаются неведомым нам образом новые смыслы, чего не происходит — пока — в цифровых нейросетях, которые воспроизводят внешнюю оболочку, но не послание.

Источник: russian.rt.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.