Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

0 106

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Коронационное пасхальное яйцо фирмы Фаберже — один из самых знаменитых экспонатов в Музее Фаберже в Петербурге. Фото: Алексей Иванов / Фотобанк Лори

Содержание:

Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты

Начнем обзор с новости, на которую наверняка уже обратили внимание читатели международного рейтинга (на русском языке он был опубликован в майском номере The Art Newspaper Russia): в 2024 году лидером по посещаемости из отечественных художественных музеев стал Государственный Русский музей, впервые опередивший Эрмитаж. При этом во внутрироссийском рейтинге, который предложен сейчас вашему вниманию, ГРМ занимает не первую, а четвертую строчку.

Этому есть простое объяснение. В отличие от международного чарта, в российском присутствуют не только художественные музеи. Для понимания, по аналогии: в мировом списке нет, к примеру, Версаля, а в нашем фигурирует Петергоф; там нет венского Музея естествознания, а у нас наличествует Дарвиновский музей — и так далее. Редакция полагает, что такой подход дает более развернутую и наглядную картину того, как обстоят дела с посещаемостью в музейной отрасли по стране в целом. К тому же, нехудожественная специфика не мешает многим институциям устраивать выставки и события вполне художественного свойства.

Участие в рейтинге — дело добровольное. Даже завсегдатаи нашего топ-50 могут не предоставить свою статистику по той или иной причине. Например, Мультимедиа Арт Музей, Москва решил не публиковать посещаемость за 2024 год, поскольку в первой трети года здесь еще продолжался ремонт (впрочем, МАММ представлен в рейтинге выставок). В общей сложности в нынешнем опросе приняло участие 97 музеев — на 11 больше, чем годом ранее.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Остров-град Свияжск на Волге близ Казани по сути целиком является музейной территорией. Фото: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори

По обыкновению и по объяснимым причинам Москва и Санкт-Петербург представлены в рейтинге обильнее любых других городов страны: в топ-50 вошло 28 музеев из двух столиц — 17 и 11 соответственно. Однако и регионы в большом списке лидеров вполне заметны, здесь фигурируют в основном те институции, которые и раньше занимали высокие места. Некоторые перестановки по занимаемым позициям есть, но не радикальные.

В общей картине по-прежнему важную и заметную роль играют музеи-заповедники: дворцово-парковые ансамбли, мемориальные усадьбы, городские памятники архитектуры. В лидерах, как обычно, достопримечательности Петербурга и окрестностей — на сей раз они заняли весь пьедестал. Впрочем, география у этой категории музеев традиционно широка: помимо Москвы и области, держат марку и Ярославль, и Владимир, и оба Новгорода — Великий и Нижний. Как и прежде, публика готова ехать в гости и к Пушкину в Михайловское, и к Есенину в Константиново.

Не теряют популярности военно-исторические, естественно-научные, технические музеи. Представлены в топе и краеведы. Правда, лишь одним музеем — из Красноярска (39-е место). По опыту прежних опросов можно предположить, что в финальный список могло бы войти и несколько больше институций такого рода — при их более активном участии в рейтинге.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

После открытия нового комплекса в 2021 году Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского в Калуге обрел второе дыхание: посещаемость институции заметно вырос Фото: Wikimedia Commons

Из сугубо художественных музеев и выставочных площадок впереди все главные, от которых всегда и ждешь высокой посещаемости. Обратим внимание на то, что впервые в «клуб миллионеров» вошел московский Дом культуры «ГЭС-2»: за 2024 год здесь побывало 1 001 019 посетителей (23-е место). И попутно отметим другой момент, который можно воспринять с грустью, а можно и без эмоций: в ежегодный топ-50 все реже попадают областные и краевые художественные музеи. Просто не добирают баллов. Сейчас из этой категории в публикуемом чарте представлен лишь Ярославский художественный музей (48-е место).

Как и в международном рейтинге, результаты российских музеев за прошлый год сопоставлены с 2023-м и 2019-м. Так можно оценить динамику посещаемости, базовым уровнем для которой служат показатели последнего года перед пандемией коронавируса. Для мировой музейной статистики этот рубеж наиболее релевантен в части сравнительного анализа. В случае российских учреждений культуры пандемия была не единственным фактором, повлиявшим на посещаемость, тем не менее 2019 год также может рассматриваться в качестве точки отсчета.

Цифры позволяют сделать вывод, что существенный спад, наблюдавшийся в начале 2020-х, сейчас во многом преодолен. Хотя отрицательные процентные соотношения не столь уж редки, они не кажутся вопиющими. При этом у большинства российских музеев динамика сопоставления с 2019 годом вышла в уверенный плюс. Рост преобладает и в сравнении с 2023 годом, это еще более заметно.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Не блокбастером единым?

Комментарий к рейтингу временных выставок тоже следует начать с результата, достигнутого Русским музеем. Показанный здесь проект «Великий Карл», приуроченный к 225-летию Карла Брюллова, стал «самой посещаемой выставкой за последние пять лет», как констатировала министр культуры РФ Ольга Любимова, и к тому же самой популярной за всю историю музея.

Тем не менее эта выставка, поставившая яркий рекорд, занимает отнюдь не первое место в таблице. На «Великого Карла» продавались отдельные входные билеты, и по этому критерию он действительно впереди всех. Однако мы учитывали также и те художественные выставки (а в этом рейтинге идет речь только о них), которые можно было посетить по общему входному билету в музей. К тому же иерархия тут основывается не на абсолютном числе посетителей, а на среднем их количестве в день — для унификации статистики по выставкам с разной продолжительностью. При таком методе подведения итогов получается, что, например, проект «Передвижники», подготовленный Государственной Третьяковской галереей (и тоже принимавший посетителей по отдельным билетам), стоит в чарте двумя строчками выше «Великого Карла».

А лидирующую тройку составили выставки Государственного Эрмитажа, в том числе «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», ставшая недавно лауреатом Премии The Art Newspaper Russia. Объяснение этому отчасти содержится в комментарии, который прислали из петербургского музея: «Вход в Эрмитаж гарантирует бесплатное посещение всех выставок. Это не очень хорошо для статистики, но является важной стороной научно-просветительской политики. Все выставки находятся в подчеркнутом диалоге со всем Эрмитажем». Добавим от себя, что в ситуации с рейтингом временных экспозиций такая политика как раз неплоха для статистики.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Выставочным проектом «Передвижники» открылось в 2024 году новое пространство Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной в Москве. Фото: Алена Бжахова/ТАСС

Два рейтинга — выставочный и общемузейный — неизбежно коррелируют друг с другом в части представленных институций, но отнюдь не всегда. Яркий пример — московский Музей русского импрессионизма, который по статистике посещений за год не добрался до топ-50, зато в выставочном рейтинге вполне блистает: здесь обнаруживаются сразу три их проекта (28-е, 32-е, 37-е места). Схожие истории у столичных Музея Востока и Музея архитектуры им. А.В.Щусева, подмосковного «Нового Иерусалима», Нижегородского художественного музея, Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки. Все они не вошли в число лидеров по посещаемости за год, но отметились показами, которые пользовались популярностью у публики.

Разумеется, рейтинг посещаемости выставок не отражает в полной мере, оказался ли тот или иной проект по-настоящему успешным, принес ли организаторам доход и понравился ли большинству зрителей. Мы лишь публикуем цифры. Чтобы в какой-то мере уловить глубинные тренды и настроения, редакция обращается к музеям еще и с вопросами, пусть факультативными. В этот раз первый из них звучал так: «Долгое время одним из критериев успешной работы музеев служило появление выставок-блокбастеров. Сегодня эта тема все чаще становится предметом дискуссий. Считаете ли вы, что такого рода проекты необходимы для вашей институции? Или целесообразнее придерживаться иной выставочной политики?»

Понятно, что создание выставки-блокбастера требует продуманных усилий и специальных технологий, порой дорогостоящих. Замахнуться на этот формат способна не всякая институция. Тем не менее практикуются еще и «гастрольные показы», так что блокбастерная тема не чужда многим музеям, в том числе региональным. Например, царскосельская выставка «Поэт и царь», один из хитов прошлого года, недавно начала турне по России; первым пунктом маршрута стал Новосибирск.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Выставка произведений Франциско и Платона Инфанте Небесные артефакты в Доме культуры «ГЭС-2» была задумана как диалог художников с архитектурой. Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

При ответе на вопрос о блокбастерах мнения в определенном смысле разделились. Никто, конечно, не против художественных проектов, которые привлекают массовую аудиторию и приносят прибыль, но далеко не все относят такой формат к числу приоритетных задач. «Музей — это не выставочный зал или галерея, его выставочная деятельность — не первая позиция в уставе учреждения, — считают в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (и не только там). — Большие выставки и громкие интересные проекты нужны в определенном объеме, но нельзя превращать их в критерии успеха музея».

Такой точки зрения придерживаются многие, однако по сути мнения делятся не в этом пункте. Да, пусть главное — это «комплектование, реставрация, хранение и изучение, и только потом — экспонирование» (тоже цитата из письма от ЕМИИ), но вопрос в том, пытаться ли трансформировать результаты своей работы в «громкие проекты». Одни готовы проявлять инициативу, другие нет. Впрочем, готовности инициировать что-то блокбастерное все равно бывает недостаточно. Тому пример содержится в ответе Государственного музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас» (Москва): «В нашем музее в нынешнем году по плану 26 выставок: 19 внутримузейных и 7 выездных. При таком количестве выставок и скромном финансировании очень трудно делать „блокбастеры“. Для нас, конечно, приоритетнее было бы снижение количества, что повлекло бы повышение качества выставок».

С первым нашим вопросом косвенно был связан и второй: «Многие музеи в нынешних условиях делают ставку на показ экспонатов из собственных фондов. Однако зрители нередко придерживаются мнения, что все лучшее и так представлено в постоянной экспозиции, поэтому выставки из фондов заведомо менее интересны. Пытаетесь ли вы придумывать такие сюжеты и формы показа, которые бы разрушали этот стереотип?» Тут наблюдается единодушие по поводу того, что запасники представляют собой настоящие кладези ценных экспонатов. И ощущается, в отличие от блокбастерной темы, почти повсеместный энтузиазм: музеи готовы не просто ворошить свои фонды, но и придумывать интересные сюжеты на их основе. Судя по ответам, этот выставочный тренд остается важнейшим для большинства российских институций.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Филиал: фактор успеха или «чемодан без ручки»?

В общую картину посещаемости свой вклад — больший или меньший — вносят музейные филиалы. Они имеются не у всех, но у многих российских институций, причем иногда образуют довольно разветвленную структуру. Вот даже в сибирском Минусинске (это на Енисее, между городом Абакан и поселком Шушенское) у местного краеведческого музея есть три филиала: «Дом-квартира Г.М.Кржижановского и В.В.Старкова», Музей декабристов, а с 2017 года еще и картинная галерея.

Существуют, конечно, и более раскидистые сети. Например, Государственный Эрмитаж, помимо Санкт-Петербурга, деятельно присутствует в других российских городах, поддерживая свои центры-спутники: «Эрмитаж-Сибирь» (Омск), «Эрмитаж-Евразия» (Оренбург), «Эрмитаж-Урал» (Екатеринбург), «Эрмитаж-Казань» и «Эрмитаж-Выборг». На очереди Калуга и Владивосток. Впрочем, эти выставочные центры не совсем правильно именовать филиалами, да и в целом в стране есть определенная градация форматов — от удаленно расположенных подразделений до представительств в иных регионах и «совместных предприятий».

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Бывший особняк Белолипецких в центре Тулы уже пять лет существует в статусе филиала Государственного исторического музея. Фото: Государственная исторический музей

Не вдаваясь в административные оттенки, мы попросили наших респондентов ответить на следующий вопрос: «Если у вашего музея есть филиалы, сообщите, пожалуйста, какова сегодняшняя ситуация с ними. Существует ли тенденция к появлению новых или увеличение их числа не приветствуется? Насколько они помогают в решении целевых задач музея?»

«Содержание филиалов — очень дорогостоящее предприятие, — написали нам из Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. — Как правило, головной музей является источником финансирования для филиалов, занимается продвижением этого объекта для туристических фирм и поддержанием его научного ресурса. Но небольшая площадь не позволяет увеличивать их посещаемость в значительной мере». Экономический фактор в этом вопросе играет далеко не последнюю роль, и нередки ситуации, когда филиал для того или иного музея становится тем самым чемоданом без ручки, нести который тяжело, но бросить — не просто жалко, а в принципе невозможно, поскольку статус зафиксирован в уставных документах. В то же время музейщики в своем большинстве — люди увлеченные, им бывают дороги локальные истории и местночтимые фигуры. Тут рождается противоречие, разрешить которое одним махом в масштабах страны вряд ли возможно.

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Мемориальный комплекс писателя Виктора Астафьева в селе Овсянка на берегу Енисея — филиал Красноярского краевого краеведческого музея. Фото: Красноярский краеведческий музей

Вот, скажем, в уже упомянутом музее из Екатеринбурга полагают: «Развитие есть только тогда, когда инфраструктура изменяется в сторону усложнения и увеличения числа экспозиций, предметов, площадей хранения, административных пространств, мастерских и так далее». А из Тамбовского областного краеведческого музея нам лаконично отвечают: «Филиалы и отделы, которые находятся в сельской местности, малопосещаемы». Эта двойственность проявляется и на уровне административных решений: одни музеи без колебаний пишут про то, что «тенденции к появлению новых филиалов нет, в отрасли проходят оптимизация и сокращение штатов», тогда как другие рассказывают о подготовке к открытию новых филиалов. Например, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева сообщает о будущем тульском филиале: «В данный момент проводятся ремонтные и реставрационные работы, которые планируется завершить к концу 2026 года».

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Экспозиция Музея колоколов, расположенного в городе Валдай. Это учреждение подведомственно Новгородскому объединенному музею-заповеднику. Фото: Музей колоколов

Своего рода «интервенция» столичных музеев в регионы — особая тема, требующая отдельного разговора. Можно лишь сказать, что этот тренд не увядает. В частности, через год с небольшим после открытия в бывшей фабрике-кухне Филиала Государственной Третьяковской галереи в городе Самара должен начать работу еще один крупный региональный проект музея — филиал в Калининграде. Случается, правда, и движение в противоположном направлении — из региона в столицу. Так вышло в 2024 году с открытием филиала екатеринбургского Ельцин Центра в Москве. Но это, скорее, исключение из правила. В настоящий момент понятно, что роль локомотива, призванного придать новые импульсы культуре в масштабах государства, во многом отдана институциям из центра.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ