«Фрагменты эпохи» в интерьерах особняка
Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков проводит первую выставку в своем новом пространстве, особняке Альбрехтов — Алафузовых на набережной канала Грибоедова
Выставкой «Фрагменты эпохи» Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП), филиал Центрального выставочного зала «Манеж», открыл для посетителей новое пространство, полученное им от города в конце 2024 года. Музей обзавелся не просто дополнительными залами для выставок, но трехэтажным особняком с дворовыми постройками, в которых теперь сможет разместить всю коллекцию.
Более 3,5 тыс. кв. м, обширный двор, внутренние флигели — и все это буквально стена в стену с тем зданием, в котором музей обитает с 2015 года на набережной канала Грибоедова, 103, неподалеку от знаменитого Львиного мостика. В новый дом под номером 101, бывший особняк Альбрехтов — Алафузовых, МИСП въехал меньше десяти месяцев назад, но уже успел привести в экспозиционное состояние почти 800 кв. м площади. Сейчас продолжается проектирование остального пространства под будущую постоянную экспозицию, временные выставки, фондохранилище, образовательно-просветительский центр, офисы, что не очень просто в памятнике регионального значения с большим списком предметов охраны.
Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI
«Исторически в этих зданиях была анфиладная система, которая подходит для музейной экспозиции, и мы постараемся ее восстановить, — рассказала Марина Джигарханян, директор музея. — Теперь у нас есть возможность перевести сюда офисы из соседнего здания, а там — освободить площадь под фонды. Хотя, когда мы только въехали, были одни идеи — сейчас обсуждаем другие. Так что пока продолжаем обследовать остальные помещения и обдумываем варианты».
Официально Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков был учрежден в конце 2015 года как филиал ЦВЗ «Манеж», хотя городской комитет по культуре поручил последнему начать формирование коллекции современного искусства еще в 1991 году. Этим коллектив «Манежа» занимался более 30 лет и собрал около 9 тыс. предметов. В 2023 году Музей нонконформистского искусства официально передал сюда свое собрание работ современных художников — свыше 3 тыс. единиц, благодаря чему фонды МИСП теперь насчитывают почти 12 тыс. экспонатов.
Открывающий экспозиционную историю в новом здании проект «Фрагменты эпохи» представляет около 100 произведений живописи, скульптуры, арт-объектов и предметов декоративно-прикладного искусства мастеров второй половины XX — начала XXI века разных поколений, стилей и направлений. Долгое время обширная и разнообразная коллекция музея была малодоступна для широкого зрителя, и организаторы первой же выставки постарались наверстать упущенное.
Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI
Показ начинается уже на лестнице: на мраморных ступенях и в нишах посетителей встречают деревянные скульптуры «Лестница Иакова. Водопроводчик» Михаила Едомского, «Икар» Юрия Гурова (Устенко) и «Греция» Виктора Сиренко. Символически выставку открывают работы, посвященные Петербургу: «Летний сад» Завена Аршакуни и «Белую ночь. Львиный мост» Игоря Петрова разместили в аванзале.
Первый зал посвящен неисчерпаемой теме женской красоты: музам, богиням, идеалам и просто подругам, моделям, вдохновлявшим художников. Живописные полотна и скульптура мастеров 1960–1970-х годов занимают самый большой зал. Крупномасштабные «У зеркала» Юрия Пенушкина, которого некоторые искусствоведы называли «советским Кустодиевым», и «Обнаженная» Виктора Тетерина, своими насыщенными и контрастными цветами напоминающая Матисса и Сезанна, соседствуют и дополняются скульптурными женскими образами, выполненными из дерева, камня, металла.
Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI
Отдельный небольшой зал отведен под инсталляцию «Мастерская Виктора Данилова». Это один из мастеров, живших в «Деревне художников» в Шувалово-Озерках. Здесь воспроизведен фрагмент его дома с деревянной фигурой «Старая Европа» с изображениями обитавших у него котов и собак.
В следующих залах собраны произведения Владимира Загорова, Арона Зинштейна, Любови Костенко, Яна Неймана и других авторов постперестроечного времени. Отдельное пространство занимают мир снов и тайны ночи Дмитрия Шнеерсона и Софии Азархи. И тут же представлены работы Recycle Group, Марины Колдобской, Давида Плаксина. К остросоциальным темам отсылают композиция Александра Еремина «Ночь» (собирательный образ бездомного человека) и картина Юрия Медведева «Вагон метро».
Еще один зал можно назвать мифологическим. Здесь выставлены произведения, навеянные архаическими мифами и библейскими сюжетами. Бронзовая группа Марины Спивак «Воины» из цикла «Империя» выстроилась вдоль стены, гармонируя с батареей за спинами героев. Упрощенные рубленые формы мраморной композиции Левы Бейбутяна «Плодоносящая» и бронзового «Олоферна» Михаила Дронова придают им сходство с языческими истуканами. И рядом — «Юдифь и Олоферн» в исполнении Александра Данилова, мастера мягких линий и пастельных оттенков.
Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI
Своеобразный завершающий аккорд экспозиции — зал с работами московской художницы Марии Кулагиной. Стены затянуты черным, скульптурные фигуры выделяются направленным светом. В центре зала — композиция, похожая на гигантскую спираль-колонну, по которой идет движение вверх. Инсталляция называется «Ловец». Ее Мария Кулагина специально адаптировала к показу в этих стенах и передала в дар музею. После выставки она останется в постоянной экспозиции. Также специальный зал планируется отвести для воссоздания мастерской Виктора Данилова.
«Конечно, в интерьерах исторических особняков XVIII–XIX веков представлять современное искусство непросто, — говорит Марина Джигарханян. — Но я считаю, что в таком пространстве оно только выиграет: получается интересный диалог, поднимаются новые слои восприятия, возникает перекличка времен. Работы наших современников по-новому заиграли в этих пространствах».
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Фрагменты эпохи»
До 11 января
Источник: www.theartnewspaper.ru