Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

0 148

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ. Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрация произведения нидерландского художника Яна Провоста в Государственном Эрмитаже позволила разглядеть исчезнувшие подробности. Некоторые из них были навеяны натурной реальностью, что не так уж часто встречается в церковном искусстве

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная ранним нидерландским художником Яном Провостом (около 1465 — 1529), считается одной из лучших его работ. Выполненная для собора Святого Донациана в Брюгге, уже вскоре, в период Реформации, картина была спрятана католиками в тайнике, чтобы избежать ее уничтожения фанатиками-иконоборцами, после чего о ней надолго забыли. В 1799 году собор был снесен французскими оккупантами, и деревянная доска совершенно случайно обнаружилась в руинах. Она пострадала от падения камней; тогда ее отреставрировали в первый раз, в частности переведя изображение с древесины на холст. В 1850 году из коллекции нидерландского короля работа была куплена в Эрмитаж.

Картина изображает парящую Мадонну в окружении ангелов, пророков и сивилл, предсказавших рождение Христа. Среди персонажей удивление обычно вызывает император Цезарь Август (по легенде, он услышал предсказание от Тибуртинской сивиллы). Однако процедуры, произведенные недавно специалистами Эрмитажа, позволили найти и другие интересные детали.

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Картина изображает парящую Мадонну в окружении ангелов, пророков и сивилл, предсказавших рождение Христа. Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрационные работы, помимо стандартных, улучшающих сохранность полотна, стандартным же образом коснулись очистки поверхности от пожелтевшего и потемневшего лака, который искажал авторский колорит. Такая очистка не только вернула алтарной картине яркость, но и позволила зрителям всматриваться в мелкие детали, которые раньше терялись в темноте.

Наиболее интересным, по мнению сотрудников Эрмитажа, является фрагмент фона с пейзажем. Прототипом замка, изображенного на заднем плане, стала, вероятнее всего, знаменитая крепость Мон-Сен-Мишель. Святилище на этом острове существовало со времен друидов, а в христианскую эпоху было осенено явлением самого архангела Михаила и с той поры стало важнейшим французским аббатством. Известно, что Провост бывал во Франции, то есть он мог зарисовать крепость с натуры.

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Теперь на картине Провоста можно разглядеть детали пейзажа, имеющего натурный прообраз. Фото: Государственный Эрмитаж

Изображенный замок возвышается над морем, а у берегов скалистого острова стоят корабли. Теперь стало видно, что один из них терпит кораблекрушение, сев на мель. Историки же напоминают, что скалы у исторического аббатства были знамениты своими сильными приливами и отливами, пугавшими мореплавателей, — так что это еще один довод к отождествлению.

Результаты работ будут представлены на выставке «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации», которая откроется в Эрмитаже в мае, после чего картина вернется на место постоянного экспонирования в зале нидерландской живописи. 

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ