Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?

0 116

Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?

Джованни Чимабуэ. «Маэста» («Мадонна с Младенцем на троне». Около 1280. Фото: Musée du Louvre

Реставрация картины «Маэста» в Лувре обнаружила, что художник использовал новаторские для своего времени техники и приемы. Даже принятая прежде формулировка «темная живопись», характеризовавшая ранний период творчества Чимабуэ, требует пересмотра

На протяжении столетий флорентийский художник Чимабуэ (около 1240 — около 1302) оставался в тени своего более знаменитого ученика Джотто (1266/1267 — 1337). Того часто называют предтечей Ренессанса благодаря особому вниманию, которое он уделял естественности и перспективе. Однако проведенная в парижском Лувре реставрация работы Чимабуэ «Маэста» («Мадонна с Младенцем на троне», около 1280) ставит под сомнение это укоренившееся представление, демонстрируя, какое множество инноваций присутствует уже и в работах старшего художника.

Четырехметровая картина, помещенная в оригинальную раму, изображает сидящую на троне Деву Марию с младенцем Иисусом в окружении ангелов; в медальонах на раме видны изображения взрослого Христа, апостолов и святых. Первое упоминание о ней содержится в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550). В Лувр она попала в 1813 году: ее вывезли из Италии наполеоновские войска.

Решение провести реставрацию приняли после того, как специалисты Лувра заметили, что участки грунта, нанесенного по краям картины во время реставрации в XIX веке, начали отходить от поверхности. «Существовал риск, что этот добавленный материал потянет за собой какую-то часть изначальной картины», — объясняет Томас Бол, куратор отдела итальянской живописи XIII–XV веков в Лувре. Он рассказывает, что проведенный в 2015 году тщательный осмотр показал: в структурном отношении состояние работы хорошее, но оригинальный красочный слой «скрыт под толстым слоем лака и множеством записей». Реставрационные работы при финансовой поддержке Линды и Гарри Фэт из Американской ассоциации друзей Лувра начались в 2022 году.

В итоге картина ощутимо преобразилась. Прежде всего в первозданном великолепии предстали цвета «Маэсты»: темный оттенок плаща Богородицы оказался яркой кобальтовой синью, а тускло-красный плащ одного из ангелов теперь сияет розовым. «Удивительно, что искусствоведы относили картину к числу характерных образцов предполагаемого раннего периода Чимабуэ, который, как считалось, был периодом темной живописи, — говорит Бол. — После расчистки мы уже не можем с этим согласиться».

Теперь стало очевидно и то, насколько тонко и реалистично Чимабуэ изображает человеческое тело — особенность, которая до сих пор использовалась как раз для противопоставления творчества Джотто и его учителя. К примеру, оказалось, что Чимабуэ новаторски изобразил прозрачность, что видно по ноге Христа-младенца, просвечивающей сквозь нижнюю часть его одеяния. «Таким образом художник передает форму тела», — поясняет Бол, показывая, как Чимабуэ варьирует мазки на стопе ребенка, «чтобы создать ощущение объема».

Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?

Реконструкция демонстрирует огромные размеры «Маэсты», подчеркивающие, что она играла роль важнейшего образа для верующих, посещавших Сан-Франческо в XIII веке. Фото: Musée du Louvre

В медальонах исторической рамы обнаружились совершенно новые фигуры. Так, в нижней части вновь появился святой-францисканец Антоний Падуанский, которого на каком-то этапе превратили в святую женского пола. А фигура благословляющего Христа в верхней части теперь предстала в том виде, в каком была изначально написана: с более объемной правой рукой, поднятой к груди.

Другие открытия меняют наши представления о мире, в котором жил Чимабуэ; в их числе — детали, свидетельствующие о связях с исламской культурой. Например, на внутренней раме обнаружилась закрашенная в XIX веке псевдоарабская вязь, нанесенная в особой технике с использованием ртути и олова. Кроме того, оказалось, что слова, которые и до реставрации виднелись на обивке трона Девы Марии, совпадают со словами на артефактах, происходящих из Мамлюкского султаната (1250–1517) и широко распространенных в Италии того времени. «Мы думали, что Джотто первым использовал подобные псевдотексты и эту редкую технику, но теперь у нас появился новый кусочек головоломки», — вносит ясность Бол, добавляя, что Чимабуэ «сделал нечто очень новое» в манере изображения ткани. «Он изобразил не идею текстиля — он изобразил реальную ткань с реальной надписью».

Отдельно, но в тесной связи с луврской реставрацией ведется работа по установлению первоначального места «Маэсты» и картины Джотто «Святой Франциск, получающий стигматы» (1295–1300) в Сан-Франческо — пизанской церкви, где они хранились более 500 лет. Результаты георадарного сканирования аналогичных зданий, архивные исследования, а также наличие неровностей на стенах церкви указывают на то, что между алтарем и нефом, вероятно, когда-то находилась алтарная преграда, а две эти картины, скорее всего, висели над ней на металлических цепях под наклоном вперед.

«Реконструкция демонстрирует огромные размеры „Маэсты“, подчеркивающие, что она играла роль важнейшего образа для верующих, посещавших Сан-Франческо в XIII веке», — уточняет Лукас Жиль, участник исследовательской группы, объединившей ученых из Кембриджского и Пизанского университетов. Он предполагает, что у монахов был доступ к верхней части преграды, что позволяло им рассматривать детали с близкого расстояния.

В ходе реставрации в картине обнаружились железные вставки, которые, вероятно, служили креплениями крюков для колец, что косвенно подтверждает выводы исследователей. По словам Бола, Чимабуэ, судя по всему, знал, что «Маэста» будет висеть на высоте и под наклоном, поэтому увеличил размер нимбов у ангелов в верхней части картины. Это было «нечто совершенно новое в искусстве живописи».

«Маэста» стала центральным экспонатом выставки «Новый взгляд на Чимабуэ. Истоки итальянской живописи» в Лувре (до 12 мая). В экспозицию также включили его «Осмеяние Христа» — сенсационно обнаруженное на кухне во французском Компьене в 2019 году — и около 40 образцов тканей, скульптур, икон и других произведений, чтобы по-новому обозначить место этого художника в истории искусства. Бол уверен, что выставка заставила «полностью пересмотреть наше представление об итальянской живописи той поры». Он подчеркивает, что, хотя о Чимабуэ и его «Маэсте» по-прежнему многое неизвестно, благодаря реставрации стало предельно ясно: «если присмотреться буквально ко всему, что говорилось об изобретениях Дуччо и Джотто, мы увидим, что на самом деле путь к этому уже открыл Чимабуэ». 

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ