Музей ОБЭРИУ в Петербурге открылся тотальным перформансом с живыми чижиками

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Музей ОБЭРИУ
Первое в России мемориальное пространство, посвященное группе «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), открылось в Петербурге, в квартире, принадлежавшей семье поэта-обэриута Александра Введенского
Открытие нового мемориального пространства и выставки «Комнаты ОБЭРИУ» приурочено к дням рождения двух самых известных обэриутов: Александр Введенский родился 6 декабря 1904 года, а 30 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Даниила Хармса. Организаторы выбрали условную среднюю дату, поэтому первая музейная экспозиция «Комнаты ОБЭРИУ» открылась 12 декабря.

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Наталья Шкуренок
Весь первый день работы нового музея превратился в один большой перформанс. Торжественное открытие началось уже на подходе к дому 37 по Съезжинской улице. Перед аркой, ведущей во двор, гостей встречали персонажи произведений обэриутов: дворники, странные дамочки в причудливых одеждах, бормочущие что-то себе под нос персонажи в ушанках и пенсне. По двору разгуливали и читали стихи и прозу Хармса и Введенского такие же чудаки и оригиналы. Стены подъезда были разрисованы граффити с цитатами из спектакля Бориса Павловича «Исследование ужаса», созданного по мотивам произведений обэриутов. На каждом лестничном пролете с посетителями вступали в беседу (или просто разговаривали между собой) персонажи абсурдистских пьес в костюмах столетней давности.

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Музей ОБЭРИУ
В самой квартире перформанс продолжился. «Лицедеи» приглашали в ванную комнату всех желающих почитать стихи с цветочным горшком на голове. В одной из бывших жилых комнат в клетке чирикали самые настоящие живые чижики, которых звали, конечно же, Чиж и Еж, как знаменитые детские журналы, куда писали обэриуты. Елизавета Боярская декламировала стихи Хармса, Введенского и обсуждала их с гостями. Публика бродила по комнатам, рассматривая уникальные документы, фотографии, издания.
«Очень надеюсь, что здесь окажутся не только те люди, которые любят обэриутов, но и те, кто просто любит читать книги, — сказала Марина Лошак, куратор Музея-квартиры Иосифа Бродского «Полторы комнаты». — Это будет пространство, которое наполнено не только смыслом, но и впечатлением. Для города это очень важно: Петербург весь состоит из таких пространств, где собираются сообщества — люди, близкие по духу, которые ценят и любят одни и те же вещи. Уверена, что это все сложится в большую и очень важную кровеносную систему, способную соединить самых разных — интеллигентных, умных, думающих — людей».

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Наталья Шкуренок
Первый день был разбит на несколько сеансов примерно по два часа, и на протяжении всего дня в музей приходили известные эксперты и исследователи наследия Хармса, Введенского и Ко из России, Сербии, Франции: Жан-Филипп Жаккар, Корнелия Ичин, Михаил Мейлах, Татьяна Никольская, Валерий Сажин, Валерий Шубинский и другие. Финальным аккордом каждого сеанса становились выступления музыкантов, а кульминацией — церемония установки во дворе дома временного памятника кому-нибудь из обэриутов. Первым на пьедестал водрузили фигуру Александра Введенского работы Николая Ватагина, за ним на постамент в течение всего дня «поднимались» Даниил Хармс, Николай Олейников, Яков Друскин и другие участники ОБЭРИУ. В этом перформансе участвовали художники Александра Гарт, Андрей Налич, Ольга и Александр Флоренские, Александр Шишкин-Хокусай, члены объединения Parazit.

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Музей ОБЭРИУ
Как рассказала Юлия Сенина, куратор музея и выставки, идея создания музея — плод коллективного творчества. «Она возникла у нас с Андреем Гнатюком, предпринимателем и поклонником творчества Введенского, — рассказала она. — Мы совместно ее реализовали. Андрей Гнатюк не только занимает должность директора и финансирует проект, но и участвует в его разработке. Сформирован совет музея, в него входят ведущие эксперты, специалисты по творчеству обэриутов — и даже рок-музыкант Леонид Федоров, благодаря песням которого многие познакомились с поэзией Введенского».
Работы по реставрации и ремонту мемориальной квартиры продолжались почти год. Организаторам музея повезло: долгое время квартира — бывшая коммуналка — считалась аварийной, ее не приватизировали и не переделывали, поэтому в ней полностью сохранились историческая планировка и во многом подлинная отделка, в том числе печи, паркет, двери, лепнина на потолке, большинство оконных рам. Во время ремонта были обнаружены два рисунка на стене в комнате Введенского, сделанные кем-то из обэриутов. А при реставрации паркета в людской среди половиц нашлось письмо — похоже, кого-то из прислуги прежних хозяев квартиры.

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Музей ОБЭРИУ
Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» — первая временная экспозиция в новом музейном пространстве. «Музей будет безусловно больше того, что мы сейчас выставляем, и у него будет своя концепция, над которой мы еще работаем, — заверила Юлия Сенина. — Невозможно выработать концепцию, не пробуя, и мы подумали, что сначала будет правильно объединить коллекционеров».
На выставке можно увидеть уникальные экспонаты из коллекции издательства «Вита Нова», в том числе тот самый портфель, в котором после смерти Хармса его вдова Марина Малич и близкий друг Яков Друскин вывезли архив поэта и писателя, включавший ряд его неопубликованных произведений. Экспонаты из своих собраний представили также Ильдар Галеев, Вениамин Голубицкий, Михаил Сеславинский, KGallery — каждой коллекции отведена отдельная комната. К открытию подготовлен каталог — путеводитель по выставке.

Выставка «Комнаты ОБЭРИУ» в Музее ОБЭРИУ. Фото: Музей ОБЭРИУ
Экспозиция «Комнаты ОБЭРИУ» будет доступна для публики до середины марта 2026 года, а затем мемориальную квартиру закроют на доработку музейного пространства и постоянной экспозиции.
Источник: www.theartnewspaper.ru