Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

0 137

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Путь коллекционера Арманду Мартинша к открытию собственного музея занял почти два десятилетия. Фото: Fernando Guerra

Полвека назад предприниматель Арманду Мартинш приобрел первую картину в свою коллекцию, а через три десятилетия задумался о собственном музее. Эта его мечта, хотя и не без трудностей, в итоге воплотилась в реальность

В Лиссабоне появился частный Музей современного искусства Арманду Мартинша, или MACAM. Он открылся 22 марта — ровно через 51 год после того, как его основатель купил первое произведение в свою коллекцию. Это была картина, автор которой сегодня почти забыт — португалец Рожериу Рибейру. Но именно эта работа пробудила страсть Арманду Мартинша к послевоенному и современному искусству. Сегодня его коллекция насчитывает 600 произведений.

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Пауула Регу. «Рыцарь, Дама и священник 2» из серии «Рыцарь, Дама и священник». 1984. Фото: MACAM

«Я всегда полагал, что коллекция искусства должна не просто украшать дом или пылиться на складе, — говорит Мартинш. — Конечная цель — выставить ее на всеобщее обозрение».

Музей MACAM разместился во дворце XVIII века графов да Рибейра Гранде на западе Лиссабона. Особняк строился для маркиза Ниша, затем здесь была школа, а в последние годы он пустовал. Португальское архитектурное бюро Metro Urbe провело реновацию здания — теперь здесь есть выставочное пространство площадью 2 тыс. кв. м, ресторан, кафе, бар, зрительный зал и пятизвездочный отель. По словам коллекционера, эти дополнения «позволяют сделать проект финансово устойчивым».

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Олафур Элиассон. «Цветная спираль». 2005. Фото: MACAM

К воплощению мечты о своем музее Мартинш шел почти 20 лет, и на этом пути было немало неудач. Предприниматель рассказывает, что поначалу планировал строить музей с нуля на участке государственной земли у реки Тежу, который получил в аренду на 90 лет. Здание должен был спроектировать каталонский архитектор Рикардо Бофилл. Но по политическим причинам, как говорит Мартинш, власти передумали. «В итоге я решил приобрести собственную недвижимость, чтобы быть независимым от чиновников».

Пик его коллекционирования пришелся на 1980-е, и сейчас в собрание входят работы самых значимых португальских художников XX века, включая Элену Алмейду, Марию Элену Виейру да Силва, Паулу Регу, Жулиана Сарменту и Амадеу ди Суза-Кардозу. Есть и международные имена: Марина Абрамович, Дэн Грэм, Олафур Элиассон, Элмгрин и Драгсет. В MACAM будут представлены работы не только из собрания Мартинша, но и из других частных коллекций. Институция должна стать, как говорит ее владелец, «платформой, где будут соприкасаться разные коллекции, расширяя для публики доступ к произведениям искусства, которые иначе пылились бы на складе или выставлялись в узком кругу». Для проведения временных выставок музей обзавелся пристройкой, фасад которой облицован плиткой португальской керамистки Марии Аны Вашку Кошта.

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Марина Абрамович. Из серии «Балканский эротический эпос». 2005. Фото: MACAM

Открытие MACAM — одно из важных событий арт-жизни Лиссабона, которая в последнее время бьет ключом. В этом году в соседнем районе Белен должен начать работу музей, посвященный творчеству художника Жулиана Сарменту (1948–2021), а в минувшем 2024-м после реновации открылись Музей дизайна и Центр современного искусства Гюльбенкяна (CAM).

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ