Реституция культурных ценностей обрела цифровую платформу

0 221

Реституция культурных ценностей обрела цифровую платформу

Античный бюст Александра Македонского (около 300 года до н.э.), предположительно происходящий из нелегальных раскопок в Италии, — образец искусства, судьбы которого отслеживает MOLA. Фото: Museum of Looted Antiquities

Новый онлайн-музей перемещенного и трофейного искусства, основанный в Соединенных Штатах бывшим журналистом Джейсоном Фелчем, претендует на статус главного в этой сфере архива — а заодно еще и борется с контрабандой на арт-рынке

Кажется, ни дня не проходит без истории о том, как очередной музей расстается с чем-то из своей коллекции. Крупные институции вроде Метрополитен-музея регулярно устраивают официальные церемонии возвращения экспонатов на родину, а отдел по борьбе с незаконным оборотом предметов искусства и древностей Окружной прокуратуры Манхэттена постоянно прочесывает собрания и изымает незаконно приобретенные артефакты по всей территории США. В последнее время об этом заговорили даже в поп-культуре — от блокбастера 2018 года «Черная пантера» до передачи Last Week Тonight комика Джона Оливера на HBO, в одном из выпусков которой обсуждали необходимость более активной политики реституции.

Хотя недостатка информации об отдельных возвращенных артефактах нет, общая картина пока не очень видна. Именно здесь и начинается поле деятельности нового «Музея перемещенных предметов искусства и древностей» (MOLA). Это цифровая платформа, где можно не только проследить историю конкретных предметов, но и проанализировать данные, позволяющие оценить совместные усилия музеев в деле реституции, и выявить контрабандные схемы.

«Я собирал случаи реституции почти 20 лет и решил, что пора делать общедоступную базу данных», — рассказал The Art Newspaper основатель MOLA Джейсон Фелч. Он долгое время трудился в отделе расследований газеты Los Angeles Times, был соавтором вышедшей в 2011 году книги о Музее Гетти «В погоне за Афродитой. Охота за перемещенными культурными ценностями в одном из богатейших музеев мира».

Реституция культурных ценностей обрела цифровую платформу

Так называемый Толедский Ганеша был возвращен в Индию в 2012 году, поскольку был украден примерно в 2005 году. Фото: Museum of Looted Antiquities

Официально открытая минувшим летом платформа MOLA может рассматриваться как музей, если иметь в виду главное значение этого слова: собрание произведений искусства, выставленных на всеобщее обозрение с целью просвещения широкой аудитории, а также архив для специалистов и исследователей. Заодно Фелч учредил еще и некоммерческий фонд для получения финансовой поддержки и подачи заявок на гранты. MOLA определяет «перемещенные культурные ценности и древности» как «незаконно присвоенные во время раскопок, захваченные во время колониальных конфликтов, украденные из задокументированных коллекций или вывезенные без разрешения представителей коренных народов» артефакты, попавшие на рынок предметов искусства. В базе данных фиксируются акты реституции, осуществленные с 1950 года. Туда включены не только предметы искусства, но и, например, останки представителей коренных народов, ранее хранившиеся в музеях.

В эту базу данных занесено более 860 случаев реституции, которые в сумме охватывают свыше 1 млн культурных объектов. Объем информации постоянно растет — как по мере увеличения числа самих этих случаев, так и благодаря всемирному сообществу искусствоведов, археологов и прочих исследователей, которые нередко сообщают малоизвестные подробности. Например, эксперт по искусству буддизма Анджела С.Чиу составила детальный провенанс скульптуры XI века, которую Метрополитен недавно вернул в Таиланд. Все статьи и материалы тщательно вычитываются и проверяются, а когда возникают новые объекты, четко указываются источники информации.

Фелч считает, что MOLA «заполняет важный пробел» в области предоставления общедоступных сведений о перемещенных ценностях. Музеи ведь могут удалять страницы о возвращенных объектах со своих сайтов (ссылки на MOLA порой ведут на уже не существующие или заархивированные интернет-страницы), не указывать в пресс-релизах цены аукционов и продаж или уклоняться от предоставления информации по запросам. При этом Фелч высоко оценивает усилия по обеспечению прозрачности в ситуациях с перемещенным и трофейным искусством в институциях вроде Метрополитен-музея или Музея изящных искусств Бостона. Но добавляет, что, «если бы все были такими же отличниками, мы бы не стали запускать этот проект».

Реституция культурных ценностей обрела цифровую платформу

Похищенная статуя Сабины была возвращена в Италию Музеем изящных искусств Бостона в 2006 году. Фото: Museum of Looted Antiquities

Пожалуй, самый значительный массив в базах данных MOLA касается черного рынка перемещенных культурных ценностей. «Мы впервые собираем эти финансовые сведения», — говорит Фелч, отмечая, что оценки масштабов незаконной торговли подобным искусством сильно разнятся из-за отсутствия конкретных цифр. MOLA удалось собрать информацию о подтвержденных случаях на сумму $1,6 млрд, а общая стоимость такого рода сделок ориентировочно оценивается в $2,5 млрд. «Наша цель — уничтожить сети контрабандистов, помешать незаконной торговле», — объясняет Фелч.

Из-за конфиденциальной информации, касающейся, например, действующих торговцев искусством, некоторые данные не публикуются на сайте в открытом доступе — и это еще одно сходство платформы с традиционным музеем: часть коллекции, так сказать, хранится в запасниках. Однако любой искусствовед или другой специалист может запросить доступ к файлам конкретных объектов.

Член команды MOLA, кандидат антропологии в Карлтонском университете в Оттаве Кэтрин Дэвидсон рассматривает платформу еще и как часть «большой попытки примирения, важной составляющей которой является реституция». По ее словам, особенно ценно, что в центре внимания оказываются именно возвращенные артефакты, а не те, которые числятся пропавшими без вести. «Это создает хороший прецедент, — считает она. — Возвращение предметов искусства на их родину — широкий жест, и зачастую люди не знают, как его совершить. Реституция — лишь начало отношений между музеем и сообществами, а вовсе не их конец». Например, она отмечает такой «очень трогательный случай»: Этнографический музей в Стокгольме вернул тотемный столб народу хаисла в Канаде — в ответ мастера общины не только создали точную замену этого предмета искусства, но и приехали в Швецию, чтобы продемонстрировать посетителям музея свое ремесло.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.