Российский антикварный салон отмечает юбилей
Российский антикварный салон. Фото: Российский антикварный салон
Главная российская ярмарка антиквариата пройдет в 50-й раз — с 27 ноября по 1 декабря. Ее темой стало «Наследие», а к старому искусству присоединились дизайн и ювелирное искусство
«Фундамент цивилизованного арт-рынка России» — так назвал свое детище Василий Бычков, основатель Российского антикварного салона. И это не пустые слова: ярмарка остается главным событием в области торговли старым искусством, она четверть века проходит два раза в год и с 27 ноября по 1 декабря 2024-го состоится в Москве, в Гостином Дворе на Ильинке, в 50-й раз. За это время салон претерпевал разные изменения, и теперь в фокусе его внимания не только антиквариат, но и ювелирное искусство и дизайн интерьеров. Неизменным организатором ярмарки остается компания «Экспо-парк Выставочные проекты».
ДОСЬЕ Российский антикварный салон
Первый салон состоялся в 1996 году в Центральном доме художника (18 участников) и с тех пор обычно проходит два раза в год. В начале 2000-х спрос на старое искусство стал высоким, салон развивался по экстенсивному пути: число участников достигло 200, стенды заняли все пространство ЦДХ, все три этажа, и «уперлись» в стены и крышу. В 2004 году начался переход в качество: на втором, главном, этаже была выделена ВИП-зона для самых крупных и уважаемых галерей. В 2010 году появился полноценный и статусный зарубежный участник — галерея Maison d’Art (Монте-Карло) со старыми мастерами. В 2010-х стали обычными экспертный совет, который отсматривает все стенды ярмарки на предмет качества, и тематические спецпроекты. В 2005-м таким проектом был «Рококо из фондов российских музеев и частных коллекций». В 2009 году выставку «Эпоха Николая I. Искусство парада» курировал коллекционер Сергей Подстаницкий. В 2011-м куратором проекта «Живопись Италии XIV–XVIII веков из частных собраний» была Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 2013-м «Малыми голландцами» занимался Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров того же музея. В один из сезонов проект, посвященный винтажному женскому белью, в ЦДХ представляли девушки в корсетах, а выставку на тему охоты — наездница на живой лошади и с борзыми. В какой-то момент арт-рынок стал таким активным, что решено было устраивать, помимо основных салонов, еще две ярмарки — книги и советского искусства.
Пандемия, а потом экономический кризис нанесли арт-рынку (как и любому другому) удар, однако салон стойко его выдержал. Последние выпуски ярмарки проходят в Гостином Дворе на Ильинке. За эти годы Российский антикварный салон посетило более 1 млн человек.
Еще…
У предстоящего салона будет рекордное число участников — 191 галерея, а главной темой выбрано «Наследие». Галеристы отберут по одному предмету из своих собраний и сопроводят их на стендах QR-кодами с описанием. Наследие складывается серьезное. Например, Inna Khegay Gallery представляет полотно Василия Тропинина «Гитарист», уменьшенное авторское повторение одной из самых популярных картин художника, изображающей автора «Полной школы для семиструнной гитары» и «Исторического очерка русской оперы», графа Владимира Ивановича Моркова.
Российский антикварный салон. Фото: Российский антикварный салон
Петербургская Suslov Fine Arts представит комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Галерея Дамирова покажет «сухопутное» полотно Ивана Айвазовского «Пейзаж с волами» (1867) — одна из подобных работ принадлежала Александру II.
Галерея «Антик-инвест» выставляет эскиз ворот для русского павильона в Венеции (1914): это две большие створки, на которых среди буйных картушей изображены вздыбившиеся кони. Есть и зарубежное искусство. Например, «Мадонна с грушей» итальянского мастера начала XVI века Франческо Верлы, представленная галереей «Коносьеръ». Из работ, участвующих в проекте, складывается настоящий музей.
Специальная экспозиция салона тоже посвящена наследию. Это «Историческое наследие великой России» — редкие образцы «могучей русской бронзы» (по словам критика рубежа XIX–XX веков Владимира Стасова) и живопись, которые, по замыслу куратора Людмилы Дементьевой (ГИМ), «хранят устойчивые национальные образы России».
Комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Suslov Fine Arts. Фото: Российский антикварный салон
Впервые на салоне Suslov Fine Arts показывает подборку предметов мебели, многие из которых можно назвать шедеврами в кубе: они созданы ведущими русскими мебельщиками по рисункам известных архитекторов 1760–1880-х годов и происходят из императорских резиденций. Среди них, например, бюро мастера Гамбса в стиле жакоб (около 1800) с многочисленными ящиками, дверками в несколько слоев и пирамидальным обелиском в самой сердцевине.
Древнейшие экспонаты салона — из коллекции Кирилла Данелии. Известный своим собранием Древнего Востока и Азии, он представит ярко расписанный антропоморфный египетский саркофаг жрицы раннептолемеевского времени (III век до н.э.).
Российский антикварный салон. Фото: Российский антикварный салон
На салоне можно будет обнаружить произведения буквально всех эпох и жанров. Здесь есть Средневековье (триптих «Благовещение» конца XV века и лиможские эмали), «малые голландцы» («Натюрморт с рёмером и ветчиной» Виллема Класа Хеды, XVII век), русская классика («У крепостной стены» Василия Поленова, 1876), постимпрессионизм («Овцы в хлеву в Перигоре» Николая Тархова, 1907) и так далее. В великом изобилии будут представлены предметы прикладного искусства.
На другом конце хронологической оси — произведения дизайнерского искусства: более 60 дизайнеров, мебельных, текстильных и световых брендов. В отдельном разделе — произведения современных российских ювелиров, победителей престижных мировых конкурсов.
Источник: www.theartnewspaper.ru