Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

0 124

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста. Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

В Санкт-Петербурге завершается растянувшаяся почти на три года реставрация знаменитых сфинксов у Египетского моста через Фонтанку. Второй этап восстановительных работ привел к возвращению исторической окраски скульптур

Комплексная реставрация чугунных фигур началась еще летом 2022-го и фактически завершилась к концу того же года. Но вскоре пришлось вернуть сфинксов в реставрационные мастерские.

«Хотя все работы два года назад были выполнены в срок и с должным качеством, — рассказала Екатерина Шишкина, заведующая отделом памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, — мы были вынуждены продолжить реставрацию, потому что скульптура не выдержала влияния агрессивной окружающей среды и варварского отношения к ней горожан и туристов». В ходе второго этапа принято решение изменить оттенок цвета, в который традиционно окрашивали эти скульптуры. Так что после возвращения на Египетский мост они будут более светлыми.

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

А в начале первого этапа реставрации, весной 2022 года, специалисты выявили аварийное состояние всех четырех сфинксов на Египетском мосту: красочный слой был во многом утрачен, позолота ободрана, коррозия разъедала и сами фигуры, и основания-плинты, на которых они держались. Состояние этих оснований вызывало у хранителей Музея городской скульптуры особые опасения: плинты корродировали настолько, что сфинксы могли просто провалиться в них.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». В течение нескольких месяцев устранялись многочисленные очаги коррозии, расчищались следы разрушения металла. Фигуры и плинты обрабатывались антикоррозийными ингибиторами, заново покрывались краской. Последним элементом реставрации стало восстановление позолоты на платках-немосах, украшающих головы фигур. В декабре 2022 года сфинксы вернулись на место — как оказалось, ненадолго.

Египетский мост, объект культурного наследия федерального значения, один из самых многострадальных в Петербурге. Он был построен в 1825–1826 годах как цепной висячий мост. В 1905 году он обрушился, на его месте возвели временный деревянный пешеходный мостик, непохожий на предшественника. Построить постоянный каменный удалось только спустя полвека, в 1955 году. Тогда же было принято решение вернуть мосту его изначальное обличье — в украшении решеток и четырех декоративных обелисков использованы элементы искусства Древнего Египта. Сфинксы тоже вернулись — но не на мост, а встали рядом с ним, на набережных.

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия. Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Фигуры четырех сфинксов были отлиты из чугуна по проекту Павла Соколова (он же автор фигур львов на Львином и грифонов на Банковском мостах). За образец скульптор взял не традиционный египетский, а древнегреческий вариант — у его сфинксов женские лица и фигуры, напоминающие греческих богинь. Некоторые искусствоведы считали, что скульптор придал лицам сфинксов сходство с Елизаветой Алексеевной, женой императора Александра I.

Фигуры за время их существования приходилось неоднократно реставрировать. «Чугун — пластичный металл, но он корродирует, его обязательно нужно покрывать краской, — говорит Екатерина Шишкина. — Такую скульптуру очень сложно сохранять в условиях современного мегаполиса с его агрессивной окружающей средой, огромной антропогенной нагрузкой».

Летом этого года сфинксы вновь оказались в мастерских ЗАО РПНЦ «Специалист»; все работы выполнялись в рамках гарантийных обязательств (по контракту их срок — пять лет). Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия. А также заново покрыть позолотой украшающие головы сфинксов платки-немосы: за те полгода, что фигуры стояли возле моста, позолоту с них успели варварски соскрести. К тому же специалисты Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решили изменить окраску скульптур на новую, вернее, с точностью восстановить оригинальную. «С момента, когда в середине прошлого века сфинксы вернулись на историческое место, их окрашивали под оксидную бронзу, — говорит Екатерина Шишкина. — Цвет, указанный в документах XIX века, близок к нему, но не идентичен».

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Но главное, конечно, не в оттенках колорита, а в том, чтобы максимально надежно предохранить чугун от коррозии. Специалисты надеются, что второй этап реставрации позволит сохранить сфинксов надолго.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.