В Филадельфии открылись сады имени Александра Колдера
Арт-пространство «Сады Колдера». Фото: Calder Gardens
Знаменитому автору «мобилей» и «стабилей» решили посвятить не музей, а сады с подземными галереями. Их концепция основана на изменчивости экспозиции внутри и флоры снаружи
В Филадельфии открылись «Сады Колдера» (Calder Gardens) — арт-пространство, посвященное художнику Александру Колдеру (1898–1976). Проект стоимостью $70 млн включает комплекс зданий с подземными галереями и открытыми павильонами, которые окружены панорамными садами.
Колдер начал карьеру в 1920-х годах с создания трехмерных скульптур из проволоки. Но славу ему принесли «мобили» — подвесные абстрактные композиции, которые приходят в движение при помощи двигателей или воздушных потоков. Позднее появились и неподвижные «стабили» — эти масштабные конструкции можно встретить в парках по всему миру.
Для проектирования здания было привлечено швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron, обладатели Прицкеровской премии за проект музея Тейт Модерн в Лондоне. Архитектор Жак Херцог перебрал несколько вариантов, прежде чем остановиться на трехэтажной структуре площадью около 1,7 тыс. кв. м, большая часть которой находится под землей — там, в двух галереях, выставлены скульптуры и картины Колдера.
«Я не стремился перевести суть и философию работ Колдера в архитектурный опыт, — говорит Херцог. — Я старался избегать аналогий. Искусство Колдера говорит само за себя, и наша архитектура говорит сама за себя. Я стремился создать невиданное разнообразие пространств и атмосфер, которые позволили бы воспринимать объекты Колдера новыми и неожиданными способами».
Два мобиля и один стабиль Колдера в экспозиции арт-пространства «Сады Колдера». Фото: Calder Gardens
Джейсон Францен, партнер Herzog & de Meuron, добавляет: «Все здесь своего рода сюрприз. Невозможно увидеть, что находится дальше, пока не спустишься до конца ступеней. Пока люди проходят через пространство, происходит постоянное движение».
Движение, динамика, изменчивость — то, на чем основана концепция проекта. Экспозиция будет обновляться, хотя и без строгого графика. Одни работы будут годами занимать свои места, другие планируется отправлять на выставочные гастроли. Основу экспозиции составили произведения из коллекции Фонда Колдера и шедевры, предоставленные на время такими учреждениями, как нью-йоркский Музей современного искусства и Музей американского искусства Уитни. «Мы также будем менять расположение работ внутри галерей, показывая их в разном окружении. Мы не хотим быть статичными», — говорит Александр Роуэр, внук художника и президент Фонда Колдера.
Сады, которые раскинулись вокруг, создал знаменитый ландшафтный дизайнер Пит Удольф (это он придумал, в частности, превратить неиспользуемую надземную железнодорожную линию в Нью-Йорке в цветущий парк Хай-Лайн). На площади около 0,8 га высажено более 37 тыс. многолетних деревьев и растений 250 различных видов. Роуэр вспоминает, как Удольф лично проверял и поправлял каждое растение в саду перед высадкой — несмотря на то, что план был уже утвержден и горшки были расставлены в соответствии с его точным замыслом. «Он поворачивал и перемещал каждый горшок, скульптурируя флору в реальном времени». Флора, которая будет меняться и преображаться вместе с временами года, тоже олицетворяет динамику и непостоянство, присущие кинетическим объектам Колдера.
Концепция сада принадлежит Питу Удольфу. Фото: Calder Gardens
Однако пока сады кажутся пустоватыми — для полного прорастания некоторых участков потребуются месяцы. Расположенные между оживленным бульваром и автомагистралью, «Сады Колдера» на удивление безмятежны. Свою роль сыграла в том числе задняя стена здания, которая протянулась через зелень и служит звуковым барьером.
Создатели проекта настаивают на том, что «Сады Колдера» не музей. Роуэр отмечает, что не хотел создавать «мавзолей», в который, по его мнению, превращаются такие институции. Он стремился к разработке особого, созерцательного пространства — такого, которое не диктует, как именно посетители должны его воспринимать. По этой причине было решено отказаться от экспликаций к произведениям. И даже аудиогид, который еще только готовят, не расскажет о художнике и его работах — вместо этого посетители услышат произведения, созданные музыкантами и поэтами в ответ на само пространство и искусство внутри него.
Торжественное открытие «Садов Колдера» состоялось 20 сентября. Программа включала публичное шествие-хеппенинг, которым руководил гитарист и художник Арто Линдсей, и концерт знаменитого джазового оркестра Sun Ra Arkestra под руководством 101-летнего Маршалла Аллена.
Источник: www.theartnewspaper.ru