Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

0 319

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Алина Буглеева. «Молитва». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Ко второму выпуску Чувашская биеннале современного искусства подросла: на сей раз она проходит на четырех площадках, тогда как в прошлый занимала лишь одну. Впрочем, заявленная тема — «Дом о семи крыльях» — продолжает ранее начатое исследование

«Çич çунатлӑ çурт» — так на чувашском звучит тема биеннале, которая продлится в Чебоксарах до 10 августа. Строчка из творчества Валема Ахуна переводится как «дом о семи крыльях». Другой чувашский поэт Петр Хузангай определил лейтмотив литературной деятельности коллеги так: «Вся поэзия Ахуна может быть коротко определена как поиск своей родословной. Причем корни он находит в легенде и предании». Биеннале современного искусства в Чебоксарах, где описание каждой работы 40 художников-участников из разных городов дублируется на чувашском языке, второй раз становится исследованием «корневой системы» места, фокусируясь, однако, не только на локальном контексте, но и передавая мировой нарратив. В прошлом году Венецианская биеннале обращалась к той же проблематике: проект «Чужестранцы повсюду» препарировал внутреннюю и внешнюю миграцию как повсеместное явление. У Чувашии в этом смысле богатая и сложная биография, а кочевничество глубоко вросло в генетический код. Этнос когда-то входил в состав Волжской Булгарии, потом Казанского ханства, следом Казанской губернии, подвергался то исламизации, то христианизации, а в ХХ веке — советским экспериментам. В 1960–1980-х, во время строительства Чебоксарской ГЭС, в центре города расселили целый район и даже закопали нижний ярус Успенского храма XVIII века. То же произошло в 1980-х, когда строили бруталистский Театр оперы и балета. Сейчас в Чебоксарах растут новые дома и районы, сносят последние деревянные домики: история продолжает таять на глазах.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Лидия Ильчук «Незримо». Константин Росляков «В поисках почвы». Лидия Ильчук «Ульи». Настя Жегал «Пир». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Не случайно стартовала биеннале к востоку от исторического центра, в Новом городе, который строится с нуля почти четверть века. Выставка «Метаморфозы дома» в культурном центре «Сверхновый» посвящена трансформациям привычного пространства в условиях меняющегося урбанистического контекста. Одна из центральных инсталляций под названием «Бесполезные земляные работы» сложена Александрой Кузнецовой из земли из чебоксарского оврага и досок, которые московская художница забрала как раз из исторического центра, где сносили старый деревянный дом. Год назад Саша, руководящая в Школе дизайна НИИ ВШЭ направлением «Современное искусство», показывала ту же тотальную работу в московском центре творческих индустрий «Фабрика». Там, как и здесь, зрители шли по шаткому деревянному настилу среди гор земли, у подножия которых — картины, написанные глиной из мест, где прошло детство Кузнецовой. На Чувашской биеннале в земле оказались предметы домашней утвари (чайники, кастрюли и тарелки), найденные в Чебоксарах. Инсталляция отсылает к работе Андрея Монастырского «Земляные работы», где выставочный зал тоже был изменен до неузнаваемости, а каждая мелочь, будь то вбитый в стену гвоздь или черный ящик, из которого доносилась музыка, имела сакральное значение. Оказываясь внутри инсталляции Кузнецовой, зритель буквально тактильно ощущает зыбкость почвы под ногами и неминуемо задумывается об ушедшем прошлом и строительстве еще призрачного будущего. Настоящее же нестабильно, как мостки из старых досок.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Александра Кузнецова. «Бесполезные земляные работы». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

О том же — инсталляция Ольги Махно, выпускницы Московской школы современного искусства. Только зыбкость настоящего здесь визуализирована через образ воды, которая воплощается в застывшей ткани. В потоке этой метафорической Леты есть прорывы, словно в глубь веков, скрывающих память о былом. В соседнем зале — еще одно тотальное высказывание московской художницы Юрии Санжаревской — «Между нами так мало времени». Она привезла в Чувашию арт-объект из сшитых в единое полотно старых женских платьев. Когда-то их носили женщины со сложной судьбой, теперь они висят вверх ногами — да так, будто рукава стали корнями, а юбки превратились в кроны деревьев. Напротив — еще одно полотно, сшитое из кусочков женской одежды в единое лоскутное одеревеневшее одеяло. На каждом — имя и отчество владелицы. Над ним парят маленькие белые фигурки, словно души хранительниц домашнего очага, которым самим часто не хватало заботы.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Оля Махно. «Куда течет река». Фото: Руслан Хафизов

Работа уроженки Петербурга Маши Данцис — также о связи поколений, но уже в другом, цифровом поле. Так вышло, что ее сын живет в Германии, и последние годы Маша не имеет возможности с ним видеться офлайн. Поэтому они построили свой собственный виртуальный мир в Minecraft, опираясь на идеи Эрика Хобсбаума об изобретении традиций в ответ на новые обстоятельства. Зритель может побродить по созданному матерью и сыном-подростком миру, полистать книги и прочитать написанную в форме диалога пьесу их онлайн-путешествий.

По признанию инициатора биеннале Юлии Константиновой, в Чувашии с современным искусством пока сложно, но она надеется, что проект объединит комьюнити и аккумулирует творческие идеи. Все авторы попали на арт-смотр по конкурсу, и далеко не многие бывали в Чебоксарах до того, поэтому выстраивали диалог с локальным контекстом поначалу онлайн.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Катерина Волкова (Кашкар). «Куҫ кӗски». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Но есть и местные художники — среди них на выставке в «Сверхновом» Людмила Семенова, которая выступает под псевдонимом Omla. В темной комнате она показывает арт-объект «Волосы»: за черной гривой не видно лица, зато на них яркие авторские украшения, отсылающие к национальной традиции. Если замереть, то свет гаснет и зритель оказывается в пугающей тьме. Волосы здесь выступают метафорой страха и формой протеста.

«Это мое альтер-эго, — поясняет художница, которая и сама носит длинные волосы. — Работа передает мое ощущение дома как чего-то страшного. Она выросла из детского воспоминания. Однажды я нашла волосы в книге и сильно испугалась. Через десять лет узнала, что это был первый срез моих волос, который оставили в качестве оберега. В моем доме меня всегда критиковали, говорили, что я все делаю неправильно. Я росла в деревне, где ценится физический труд, а мне хотелось читать, и это порицалось. Сейчас я занимаюсь авторскими украшениями, и меня опять же не понимают. Распускать волосы в чувашской традиции не принято, так что это форма протеста. Черная ткань на стенах комнаты — как бы продолжение волос на манекене, тут мы внутри пространства суеверий».

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Гуля Кабилова. «Тело-дом». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Основной проект биеннале расположился в драматическом театре имени Константина Иванова в историческом центре города, и открывает его инсталляция чебоксарской художницы, тоже осмысляющей дом через телесность. Работа Гули Кубиловой-Михайловой так и называется — «Тело-дом». Прозрачная инсталляция закручена в спираль, в ней зритель — словно в домике, который носит на себе улитка. Повествует она о беременности на собственном опыте — в текстах и картинках. Тело матери — первый дом человека, эволюция личности начинается с безмолвного диалога. Собственное тело — тоже дом. Эту мысль иллюстрировала Елена Чурилова в своем 30-минутном танцевальном перформансе на сцене драмтеатра, который предварял официальные речи. Одна из самых эффектных инсталляций Марии Плаксиной (Хо Гуй) из Екатеринбурга приглашала публику в прямом смысле слова оказаться внутри тела — в голове художницы. Мария воспроизвела детские и юношеские рисунки своей матери Татьяны: большинство в керамике — ее она поместила в черные кубы, а один — в виде полутораметровой юрты с детским лицом. Входом в нее служит ухо, внутри приятный запах, подушки и вид на другие произведения сквозь дырочки зрачков.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Мария Плаксина (Хо Гуй) совместно с Т. Плаксиной. «Мамина Папка». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Поиск дома — живой, подвижный процесс. Об этом кинетическая инсталляция Константина Рослякова из Тюмени: на большом круглом подиуме зритель наблюдает за корнями, которые крутятся, как волчки. Переселение — «акт культурного творчества», «сохранение традиции парадоксальным образом требует ее трансформации», считает куратор биеннале Ирина Конюхова. И все же земля имеет значение, иной раз она притягивает, что подтверждает история московской художницы Анастасии Мартыновой. Она создала для биеннале целую деревню из керамики: почти абстрактные дома кажутся сгоревшими и оставленными. Приехав в Чувашию, Анастасия обнаружила, что ее предки жили в Чувашии в подобной маленькой деревне, которая сгорела и была оставлена жителями.

Путеводитель по биеннале делит работы художников на три условных маршрута, обозначенных значками разных цветов с руническим рисунком: сопричастность, память и дом в овраге. Последнее, на первый взгляд, странное определение напоминает о чувашской традиции селиться в оврагах, где люди чувствовали себя более защищенными. Керамические «Другие дома» Мартыновой как раз относятся к этому маршруту. Но самым красноречивым проектом о поиске убежища в природном ландшафте, свойственном региону, стала работа уроженки Омска, ныне живущей в Праге, Анастасии Сердюк. Она разместилась на четвертом этаже театра, где обычно проходят совещания дирекции. Видео на нескольких экранах соединяет кадры стыковки космического аппарата с кадрами, на которых художница спускается в овраг.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Аня Гросицкая. Убежище. Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Соседнее пространство превращает небольшой актовый зал в пространство памяти с детской железной кроваткой по центру, над которой парят 170 личных предметов. Они принадлежат не только автору Ольге Махно, но и очень разным людям, которые присылали художнице свои детские вещи из «бабушкиных сундуков». Ее же тотальная инсталляция разместилась под самой крышей театра — в мастерской, где создают костюмы и декорации к спектаклям. Здесь, среди швейных машинок, ящиков с инструментами и комнатных растений, она построила символический дом-лабиринт из тюля и старых досок. Стены его подвижны, что подчеркивает пульсирующую мысль биеннале: дом — очень хрупкая и подвижная конструкция. Он здесь функционирует как человеческое тело — пронизанное воспоминаниями и постоянно меняющееся.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Владимир и Алена Бамбурины. «Вариации тетрагональности памяти». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Еще одной площадкой биеннале стал двор Чувашского национального музея, что в двух шагах от театра. Здесь Елена Колесникова и Саша Грач построили дом, который обшили строительной сеткой с изображением фасада традиционной чувашской избы. Внутри — мебель конца 1990-х, книжная полка с литературой по искусству и архитектуре, которую можно тут же почитать, и холщовое платье, созданное Сашей Грач в память о бабушке. Наслоение времен и культур в этом пространстве напоминает о проблеме историко-культурного наследия, в чем помогает и само место — главный музей республики хранит 200 тыс. экспонатов и может показывать лишь малую часть.

Чувашия обретает крылья на биеннале современного искусства

Поли Марко. «Приданое». Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Продолжается тема в Музее чувашской вышивки, что тоже неподалеку от театра. Здесь представлены результаты арт-резиденции «Стоянка» в селе Абашево, организованной Чувашской биеннале современного искусства совместно с башкирским посольством Музея современного искусства ZAMAN. В музее, который хранит уникальные экспонаты, история Чувашии приобретает новое звучание — через работы современных художников, а зритель превращается в археолога, который может исследовать место, где найдены артефакты возрастом 2 тыс. лет. Дом при всей своей эфемерности и хрупкости оставляет после себя культурный слой. В таком диалоге прошлого и будущего и формируется физический и умозрительный образ «крылатого» дома.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ