Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

0 99

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века. Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» идет выставка о казанских татарах: об их истории, ремеслах, духовной жизни — обо всем том, что делает их единой нацией

«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар» рассказывает о Казани как о промышленном и культурном центре Поволжья и неуловимо напоминает по духу кадры старой киноленты, всегда немного убыстренной и оживленной. Помимо предметов, куратор Ксения Паршина собрала на выставке коллекцию историй о татарах, живших на рубеже XIX–XX столетий. У выставки десять залов-разделов, названных татарскими словами-понятиями (например, «Милләт/Нация», «Ана теле/Язык матери», «Гүзәллек/Красота» или «Иман/Вера»). Так же и предметы в залах не сосредоточены на конкретном промысле — кожевенном деле, ткачестве или ювелирном искусстве, а выхватывают целые кусочки жизни. В основном дело происходит в богатом и шумном городе конца XIX — начала ХХ века, где много мастерских и живет огромное количество людей. Именно в это время татарская интеллигенция начала говорить о происхождении своего народа и об определении татар как нации. Историк и богослов Шигабутдин Марджани предложил использовать самоназвание «татары». Но что делает татарина татарином? На этот вопрос и отвечает выставка.

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909. Фото: из собрания Фонда Марджани

Казань стала крупнейшим центром искусства и ремесел еще во времена Золотой Орды. Этому подтверждение — изысканные предметы из металла и керамики в первом зале. С падением Казанского ханства ремесла не исчезают, а перемещаются в деревни, где сохраняются на протяжении двух с половиной столетий — чтобы в XIX веке вернуться в город и снова расцвести. Оказались сохранены и технологии, и орнаменты, в основном асимметричные и растительные (для татар, как рассказывают организаторы выставки, чрезвычайно важны преемственность и почитание традиций).

И вот «наше все» для татарина — сапожное дело — сделало в XIX веке Казань знаменитой не только в купеческой Москве, но и за рубежом. Мягкие узорные сапожки кроили в городе, потом отсылали в деревни, где женщины их украшали аппликацией, затем возвращали в город, где к ним крепили подошвы. После этого обувь отправляли на Нижегородскую ярмарку, на Кавказ, в Персию. Купцы-кожевенники заседали в городской думе, строили мечети, способствовали появлению медресе и типографий. Это, условно, мужской мир.

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002. Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Женский мир — деревня, дети, дом предков, вышивка и ткачество. К концу XIX века традиционная одежда заметно европеизировалась, однако сохранила несколько принципиально важных деталей. Это в первую очередь головные уборы — мужская тюбетейка и женский калфак. Они украшались вышивкой шелком, золотом, драгоценными камнями. Старинные приемы и мотивы сохраняли и произведения казанских ювелиров: нагрудник «изю», браслеты, серьги, накосники, которые оберегали своих обладательниц.

Соединение глубокой веры, почитания традиций, образованности и даже эмансипации отмечает продвинутое казанское общество. На рубеже XIX–XX столетий здесь печатается множество книг, религиозные наставления, учебники, прописи, сочинения средневековых авторов, песенники — их образцы представлены в зале, посвященном знаниям. В первое десятилетие ХХ века на татарском языке выходило несколько десятков газет. И хотя более осторожные горожане просили богословов растолковать, допустимо ли мусульманину слушать музыку или ездить на автомобиле, в городе были и аптеки, и кинематограф. В 1909 году Фатиха Ахитова открыла в Казани женскую школу, где девушки получали и образование, и профессию. В школе преподавала Сара Шакулова, первая татарская женщина-математик, окончившая Сорбонну.

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в. Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан

Воплощением духа татарского общества можно считать шамаиль. Это особый вид исламского искусства, в котором священный текст, строки из Корана, написаны каллиграфией и дополнены изображениями. Шамаили писали масляными красками на стекле, подложив блестящую фольгу, или печатали. «Кто стремится к знаниям, к тому стремится рай» — эти слова пророка Мухаммеда выведены на шамаиле 1900-х годов. Интересно, что в зале с шамаилями можно найти и современные произведения в этом жанре. О традициях, живых в современной культуре, рассказывает видео, сделанное подростками — участниками творческой лаборатории, посвященной фольклору, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой.

Экспонаты на выставку в «Царицыно» собраны из государственных музеев Татарстана, Москвы и Петербурга, благотворительного Фонда Марджани и частных коллекций.

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар»
До 30 марта

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ