Музей Москвы рассказал историю города с позиции человека
Новая экспозиция Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Музей Москвы представил новую экспозицию, где история города становится фоном для рассказа о его жителях. Он написан с помощью 2,2 тыс. экспонатов и охватывает период с I тысячелетия до нашей эры вплоть до Великой Отечественной войны
В фойе третьего корпуса Музея Москвы стоит шум и гам. Школьники стали первыми посетителями выставки «История Москвы», которую музей, по словам его директора Анны Трапковой, старался сделать «современной, актуальной и понятной молодым». Особенно гордится городская арт-институция интерактивными ящичками-секретиками, которые можно найти в каждом разделе. В них кроются предметы детского быта разных эпох — от глиняных птичек-свистулек XII века до игрушечных наборов мебели конца ХIX столетия. Вместе с дверками тайников дети открывают для себя историю Москвы, а путешествие по 24 разделам превращается в квест, увлекающий и взрослых.
Новая экспозиция Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
«Детский маршрут с потайными ящичками — наша особая гордость, — рассказывает Анна Трапкова. — Мы еще во время пандемии начали работать над созданием новой экспозиции об истории Москвы, которая должна была сменить прежнюю, открытую в 2016 году. Перед нами стояло много полемических вопросов. Что мы можем сделать такого, что еще не представлено на музейной карте? Нужна ли сегодня экспозиция, которая живет дольше четырех-шести месяцев? В итоге нашли свой подход с помощью кураторов Александры Селивановой и Светланы Бабаджан — рассказать о повседневной жизни города и горожан».
Поэтому многие уникальные экспонаты выставки не такие уж уникальные — в том смысле, что в фокусе предметы, которыми пользовались люди разных эпох в обычной жизни, в быту. Большая история здесь становится фоном для истории личной. И, несмотря на то что экспозиция собрала более 2,2 тыс. предметов, а еще множество поясняющих текстов и тематических фильмов (над каждым разделом работала группа специалистов по определенному периоду, так что команда проекта разрослась в геометрической прогрессии), повествование получилось легким. Восприятию способствует чистота оптики: экспонаты показывают на многоуровневых подиумах в совершенно белых светлых залах. Дизайном выставки музей обязан Кириллу Ассу и Надежде Корбут.
Новая экспозиция Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Вводный раздел «человеческого измерения московской истории», как выразилась одна из кураторов, Светлана Бабаджан, рассказывает о дьяковской культуре, которая бытовала в московском крае в эпоху железа. Свое название она получила по Дьякову городищу близ современного Коломенского. Назначение многих артефактов той эпохи по сей день загадка. Например, небольшие глиняные изделия, испещренные дырочками и украшенные иероглифами, могли служить грузиками для рыбалки или предназначаться для ритуалов. Зрителям предлагается пофантазировать, изучив известные вводные. И так каждый этап становления Москвы превращается в игру и дискуссию — о бытовом и великом, частном и общем.
Новая экспозиция Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Пожалуй, самый уникальный экспонат — фрагмент ткани из гробницы сына Ивана Грозного, царевича Ивана, обнаруженный в его саркофаге в 1963 году. Реликвия в 1960-х хранилась в фондах Музеев Московского Кремля, но не показывалась из-за ветхости. Только сейчас ее отреставрировали — специально к выставке. Этот кусок ткани выставляется впервые, как и ряд других экспонатов (например, деревянная скульптура ангела ХVIII века). Покров показывают как ценную графику: витрина защищена плотной тканью, которую можно ненадолго поднять, чтобы приоткрыть древнюю историю.
По выставке предлагается ходить разными маршрутами, изучая историю в целом или тематическими главами (есть, например, маршруты, посвященные только посуде, костюму или книге). Боковые отсеки экспозиции созданы в формате открытого хранения: вынесены особняком надгробные плиты, сосуды, бюсты, реконструирующие облик исторических деятелей. Каждому из этих разделов можно посвятить отдельную экскурсию.
Новая экспозиция Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Особенно завораживает картина Ивана Айвазовского, которая хорошо иллюстрирует кураторский метод. Работа 1851 года, нехарактерная для мариниста, изображает москвичей на фоне большого города: на первом плане горожане устроили пикник с самоваром под соснами на Воробьевых горах, а за ними открывается вид, прописанный документально и детально. Напротив полотна — первая фотографическая панорама Москвы (1867 года, снимок из альбома, изданного Николаем Найденовым). Ее тоже можно рассматривать часами, угадывая знакомые здания и находя те, что не сохранились до наших дней.
Новая экспозиция Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Так, заглядывая в глубину веков и разгадывая их тайны, зритель доходит до 1941 года. Великой Отечественной войне и периоду после нее будет посвящена вторая часть экспозиции, которая откроется в 2026 году и станет продолжением этого проекта. В нем сохранится «человеческая формула» взгляда на историю, который помогает нам сегодняшним узнать и понять москвичей, ходивших по улицам города 800, 500, 100 лет назад.
Источник: www.theartnewspaper.ru