Нечеловеческие агенты захватили музеи, гостиницу и рынок Нижнего Новгорода
Открытие главного проекта «Кожа Земли» в гостинице Ермолаевых в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
До 1 октября на множестве площадок Нижнего Новгорода проходит первая в мире Международная биеннале экологического искусства. Начало лета ознаменовалось открытием основного проекта «Кожа земли», объединяющего работы 70 художников из 33 стран
Грандиозная экспозиция Международной биеннале экологического искусства под кураторством Юлии Аксеновой расположилась в двух локациях — недавно открытом ярмаркой «Контур» Мытном рынке и гостинице Ермолаевых, долгое время пребывавшей в практически руинированном состоянии и преобразованной под выставочное пространство.
Идея экобиеннале в Нижнем Новгороде развивает и дополняет основную концепцию архитектурной биеннале, проходящей сейчас в Венеции. Так, под разными углами рассматривается тезис, что «вернуть все, как было раньше» мы, человечество, уже не сможем, так как нереально повернуть вспять технический прогресс, обеспечивающий наше существование, и нам остается подстраивать себя под созданную нами же окружающую среду и искать гармоничные формы коэволюции.
Открытие главного проекта «Кожа Земли» в гостинице Ермолаевых в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
По словам организаторов, «проект объединяет научные исследования и маргинализированные формы знания, интерес к традиционным культурам и новейшим технологиям, рациональность и интуицию. Он утверждает принципы экологической справедливости, настаивает на равноценности человеческой и нечеловеческой жизни и формулирует новые этические основания нашего совместного бытия в мире».
В приветственной речи заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович отметил, что «с декабря, меньше чем за полгода, мы создали какое-то невероятное количество тысяч квадратных метров выставочных площадей, заполненных первоклассным искусством, собранным со всего мира». «Я даже не хочу, чтобы эта биеннале спасла мир, пусть будет как минимум три», — сказал он.
Управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин вспоминает разговор с Олегом Берковичем: «Он тогда сказал: „Слушай, мы же индустриальный центр. На нашей территории Дзержинск, это очень проблемное место. Мы же умеем и знаем про это все“. И вот из этого „умеем и знаем“ практически за полгода выросла биеннале».
Открытие главного проекта «Кожа Земли» в гостинице Ермолаевых в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
Поскольку описать все 250 работ, вошедших в проект, дело такое же безнадежное, как и остановить индустриальные процессы, пройдемся по самым зрелищным инсталляциям площадок.
Часть проекта «Кожа земли» в историческом здании гостиницы Ермолаевых 1896 года постройки поддерживает модный сейчас тренд на проведение различных культурных мероприятий в «заброшках», когда здание отреставрировано лишь частично, а произведения интегрированы в помещения с минимальной застройкой. Этот ход, с одной стороны, поднимает тему исторической памяти и взаимодействия с местом, а с другой — создает особую атмосферу загадочности для зрителя, пытающегося угадать, что было в этих комнатах раньше (впрочем, ответ довольно прозаический — вплоть до 2000-х тут располагались коммуналки). Однако местный житель рассказал нам городскую легенду, согласно которой изначально в доме располагался не только трактир, но и публичный дом, который посетил сам Александр Дюма во время своего трехдневного визита в Нижний Новгород.
Поскольку в гостинице Ермолаевых в отличие от Мытного рынка нет четкого тематического разделения экспозиции, можно сразу подняться на четвертый этаж, начиная осмотр сверху вниз.
Открытие главного проекта «Кожа Земли» в гостинице Ермолаевых в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
Гигантский серебристый шар, окруженный элегантными и лаконичными объектами, напоминающими то ли лодки, то ли лепестки цветов, — звуковая инсталляции Сергея Филатова «Плоды времени». По задумке автора, звуковые формы, улавливающие вибрации мира: движение воздуха, резонанс материалов, это один из «способов диалога между человеком и окружающей средой». Ведь без присутствия человека они звучат совсем иначе.
Зритель, хоть раз видевший скульптуры Художественного объединения ГУЙ (ХО ГУЙ: Егор Ефремов, Мария Плаксина), безошибочно будет угадывать авторство причудливых фантастических зверей и фольклорных персонажей. Авторы работают в технике, схожей со строительством ласточкиных гнезд, используя глину, солому, паклю и другие природные материалы.
Серия скульптур «Окагами» построена таким образом, что керамические лица то ли муравьедов, то ли слонов можно разглядеть лишь в зеркальном отражении. Как прокомментировали художники для The Art Newspaper Russia, отчасти они вдохновлялись «садово-огородной интерпретацией»: знакомой нам с детства картиной торчащих посреди картофельного поля поп земледельцев.
Занимающая отдельный зал текстильная инсталляция перуанской художницы Кристины Флорес Пескоран «Си Си: сад из сметанных яблок растет между моим сердцем и кожей» создана с использованием древних индейских техник ткачества и окрашивания с помощью целебных растений. В подростковом возрасте у художницы диагностировали рак кожи, и более 20 лет она провела в борьбе с этим заболеванием, посвятив свое творчество связям между телом, исцелением, медициной, памятью и феминистскими взглядами.
Занятные, но немного пугающие работы Андрея Сяйлева из цикла «Псевдоморфозы» — маски-балаклавы вымышленных существ, напоминающих кто Ктулху, кто Страшилу из «Волшебника Изумрудного города», — это своеобразное послание археологам будущего, артефакты нашего времени, замаскированные (в прямом смысле) под древних идолов неведомой цивилизации.
Шерстяной ковер размером 12 на 4 м от студии Александры Кехайоглу из Аргентины, сделанный в технике ручного тафтинга, изображает карту дельты реки Парана с изменениями, вызванными деятельностью человека. Проблема в том, что испокон веков служившие пастбищами для коров луга все больше используют для промышленного выращивания деревьев, тем самым разрушая экосистему и природный баланс.
Работа художницы из Саудовской Аравии Захры Аль-Гамди «Побег из мицелия» не только занимает весь зал, но и распространяется, выползает за его пределы. Все многочисленные элементы (а чисто визуально их несколько тысяч) созданы вручную из кожи, поэтому их «формы рождаются из естественного взаимодействия кожи и рук автора: их вид зависит от свойств материала, силы его натяжения или прикосновения к нему».
Алексей Булдаков традиционно обращается к «нечеловеческому агенту» — чайному грибу, или, как это сейчас модно называть, комбуче. Поверхность его полупрозрачных фигур также напоминает кожу, но, поскольку она создана бактериями, здесь отсутствует элемент насилия, присущий коже натуральной.
Открытие главного проекта «Кожа Земли» на Мытном рынке в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
Вторая площадка основного проекта, Мытный рынок, не может похвастаться такими же интересными интерьерами, зато более близка к классическому виду экспозиции — белый куб, залитый солнечным светом. Здесь уже присутствует тематическое разделение на «Чистилище» и «Райский сад», в который сначала попадает зритель, тут же упираясь в надувные скульптуры Иры Кориной из трехчастного проекта «Природа вещей. Обновление».
В центре «Рая» — впечатляющих размеров инсталляция «Портал» Ильи Серебрякова из белого шпагата. По мнению автора, работа «побуждает нас представить новые условия нашего существования: то, как могут измениться наши тела; с какими видами нам, возможно, предстоит разделить окружающую среду; как могут выглядеть конструкции, которые мы возведем в будущем».
Мария Мичи в сотрудничестве с микробиологом создала проект «Микробное тело», предлагающий рассмотреть человека через призму его связи с микроорганизмами. Художница так объяснила The Art Newspaper Russia свой интерес к такой неочевидной теме: «Человек не заканчивается кожей, он заканчивается своей микробиотой, то есть этими микробами, которые живут на коже. Мне понравилась цитата Ольги Кондратенко, микробиолога, с кем я работала. Она сказала, что мы забываем, что не они живут в нашем мире, а мы живем в их мире, и они вообще-то старше динозавров, они пережили всех».
На подиумах расставлены керамические объекты Дарьи Кузнецовой из серии с забавным названием «Алло, алоэ», отражающие природу как пространство поддержки и успокоения человека, источник силы, которая рождается из уязвимости, но оказывается способной на сопротивление.
Открытие главного проекта «Кожа Земли» на Мытном рынке в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
Особое место в «Чистилище» занимает работа Ивана Горшкова, названная одним из коллег «объектом из рогов и копыт», что, в принципе, отражает его визуальную сущность.
Сам Иван не особо любит «глубокие концепции», поэтому сообщил только, что вдохновением для создания именно такой формы послужил «Мыслитель» Родена.
Помимо основного проекта, обязательно стоит посетить спецпроекты, самым зрелищным из которых на данный момент, стали «Цифровые надежды» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. В свою очередь изюминкой этой выставки стала инсталляция «Точка сингулярности» от студии Sila Sveta х МТС Live — 11-метровая сфера, где зрителя буквально, на 360 градусов, окружают цифровые проекции. Перед входом посетителей информируют, что при эпилепсии и проблемах с вестибулярным аппаратом посещение инсталляции нежелательно. И сразу понятно почему: посредине сферы проложен мостик с перилами, вокруг которого завихряется такой круговорот событий и образов, что уже через секунд 30 человек полностью теряет ориентацию в пространстве. Полная иллюзия того, что мостик не статичен, а то вздымается, то опускается, то куда-то летит, заставляет зрителя судорожно вцепиться в перила или даже сесть на пол.
Нет уверенности, что эта работа имеет непосредственное отношение именно к искусству, но, по заверениям авторов, не имеет аналогов в мире. Если рассматривать объект как аттракцион, то действительно, ощущения незабываемые, и даже при написании этих строк у автора в голове все завертелось.
Открытие главного проекта «Кожа Земли» на Мытном рынке в рамках Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде. Фото: Екатерина Белозерова
Другим оригинальным и очень интересным проектом стала «Зона пчел» Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, интегрированная в постоянную экспозицию Нижегородского государственного художественного музея. Сами выставочные залы остались практически нетронутыми — все экспонаты на своих местах, однако дополнились работами современных художников. Так, с классическими пейзажами Ивана Шишкина или маринами Айвазовского соседствуют живописные и скульптурные композиции Марии и Антона. Сама выставка занимает пространство, которое раньше было актовым залом музея и впервые используется под выставочные нужды, что обеспечивает нестандартную архитектуру и драматургию. Здесь можно посмотреть как работы, выставлявшиеся ранее в московской галерее Triumph, так и созданные специально для этого проекта.
В Арсенале проходит выставка «Земное/планетарное», а также в ближайшее время и в течение всего лета планируются открытия самых разнообразных проектов — например, в студии «Тихая».
Источник: www.theartnewspaper.ru