«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

0 41

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Татьяна Павлова. «Северный морской путь». Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Живопись, скульптура, графика — около 200 произведений объединила экспозиция в рамках шестого сезона фестиваля «Время, вперед!»

В залах Союза художников России в Западном крыле Новой Третьяковки развернулась яркая и многогранная выставка «Искусство труда», которая представляет собой настоящую витрину лучших работ фестиваля «Время, вперед!». На протяжении всего прошлого года художники отправлялись в увлекательные путешествия по предприятиям — партнерам проекта, погружаясь в живые рабочие процессы и вдохновляясь величием промышленной архитектуры.

«Для нас крайне важно продолжать успешную практику знакомства художников с действующими производствами. Искусство наполняет жизнь новыми смыслами, а труд, искусство труда для многих из нас — это не просто работа, это смысл жизни», — отметил председатель жюри фестиваля Константин Бабкин.

Выставка стала не просто площадкой для демонстрации искусства — она задает важные вопросы о взаимодействии человека с рукотворным и природным.

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Инсталляция Наталии Цветковой «Руки творца», размещенная под потолком одного из залов выставки «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Каждое произведение заставляет нас задуматься о том, как мы можем изменить мир вокруг себя через призму творчества. Искусство здесь — это не только отражение реальности, но и мощный инструмент для изменения восприятия труда как важной части нашей жизни. Экспозиция показывает зрителю миры, полные эмоций, размышлений и неожиданных открытий. Каждое произведение здесь — это приглашение к диалогу, к исследованию того, как труд, искусство и жизнь переплетаются в нашем восприятии и как любой из нас может создавать красоту и смысл в каждом мгновении деятельности.

СПРАВКА Финалисты шестого сезона фестиваля «Время, вперед!»

Номинация «Живопись»

1-е место: Дарья Тихомирова, «Символ эпохи»

2-е место: Юлия Волконская, «На арктическом шельфе»

2-е место: Дмитрий Мясников, «Трудяги войны»

3-е место: Андрей Буртов, «Новая картина»

3-е место: Татьяна Павлова, «Северный морской путь»

3-е место: Игорь Скориков, «Пасечник»

3-е место: Ольга Дроб-Первушина, серия Resource

Номинация «Графика»

1-е место: Рена Аверина, триптих «Индустриальная серия»

2-е место: Василиса Никулина, «Место рождения нефти»

2-е место: Таисия Крикунова, «RA-73739»

3-е место: Анастасия Нестерова, серия «Рускеальский экспресс отправляется»

3-е место: Анжела Кожова, «Судомеханики»

3-е место: Татьяна Низамова, «Вперед на грозу!»

3-е место: Мария Головкина, «ГЭС-2. Новое дыхание»

Номинация «Инсталляция»

1-е место: Наталья Фокина, «Безликие»

Номинация «Скульптура и ДПИ»

1-е место: Алексей Чепашов, «Тушила»

2-е место: Виктория Тищенко, «Труд скульптора. Начало»

2-е место: Елена Вагина, «Рыбак. Девушка с фруктами»

3-е место: Мария Барковская, «Тебе златые горы и поля»

3-е место: Елена Захарова, «Кондуктор»

3-е место: Елена Седова, «Подсолнухи»

3-е место: Ольга Колосова, «Земля цветущая»

Еще…

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Дарья Тихомирова. «Символ эпохи». Номинация «Живопись», 1 место. Фото: Фестиваль «Время, вперед!» Рена Аверина. Триптих «Индустриальная серия». Номинация «Графика», 1 место. Фото: Фестиваль «Время, вперед!» Наталья Фокина. «Безликие». Номинация «Инсталляция», 1 место. Фото: Фестиваль «Время, вперед!» Алексей Чепашов. «Тушила». Номинация «Скульптура», 1 место. Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

В этом году жюри, в состав которого вошли и заслуженные художники, и директора заводов, рассмотрело рекордное количество заявок — более 2 тыс. Из них для участия в итоговой выставке было отобрано 190 произведений, каждое из которых рассказывает уникальную историю. В своей приветственной речи народный художник Российской Федерации и председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук сказал, что с момента проведения первого фестиваля интерес к этому формату сотрудничества растет не только среди художников, но и среди руководства заводов и предприятий. Он также отметил, что на выставке открыл множество молодых талантов, «которые вскоре вступят в Союз художников».

Выставку «Искусство труда» объединила основная тема — «Трансформация»: художники под различными углами анализируют, как труд меняет жизнь человека и окружающую среду. В рамках этой темы выделено четыре направления: «Природа», «Состояние», «Материя» и «Энергия».

Раздел «Природа» погружает нас в физические изменения, происходящие под воздействием человеческой деятельности. Здесь художники используют разнообразие техник и медиумов, чтобы передать свои ощущения.

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Игорь Скориков. «Пасечник» (в центре). Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Живопись Игоря Скорикова на картине «Пасечник» демонстрирует мастерство исполнения в лучших традициях портретов эпохи Возрождения, а живописная работа Александра Бельмасова «Она и гусь», с одной стороны, отсылает нас к работам Гранта Вуда, особенно к его знаменитой «Американской готике», а с другой — забавно дополнена актуальными деталями из нашего времени. Бронзовое панно Алексея Чепашова «Жатва» отражает уже промышленные масштабы труда, где комбайны стройными рядами убирают урожай зерновых. Трогательная картина Марии Дончук «Отец и сын» показывает игрушечный грузовичок и его «отца», наблюдающих за работой коллег в карьере. Это не просто изображение, но метафора мечты и преемственности поколений. «Трудовые будни нефтяника» Алевтины Юрчак погружают зрителя в тонкости рабочих процессов в этой отрасли, а масштабный холст Юлии Волконской «На арктическом шельфе» иллюстрирует суровые реалии добычи нефти среди величественных, но безжалостных пейзажей Крайнего Севера, заставляя зрителя задуматься о цене этого труда.

Раздел «Материя» включает в себя осмысление художниками следующего после добычи этапа — производства в самом широком смысле, от превращения сырья в готовую продукцию и строительства зданий до открытия и создания чего-то, ранее в мире не существовавшего.

Неожиданный взгляд на наследие советского монументального искусства представила молодая художница Дарья Тихомирова в работе «Символ эпохи», в которой запечатлела создание фрагмента скульптурной группы «Рабочий и колхозница», передавая дух времени через детали. «Ноги рабочего и колхозницы выражают тесную спаянность, но нога рабочего в большей степени передает устойчивость и величие, что соответствует творчеству периода Советского Союза, поэтому я изобразила именно ее», — уточняет автор. Картина заняла 1-е место в номинации «Живопись».

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Посетители выставки «Искусство труда» у работы Анастасии Нестеровой «Серия «Рускеальский экспресс отправляется». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Павел Ефанов в работе «Кофе-брейк» предлагает зрителю взглянуть в необычном ракурсе на будни монтажников-высотников. Его картина словно замораживает время, фиксируя мгновение, когда работники отрываются от своих дел, чтобы насладиться чашкой кофе. В этом простом акте скрыта глубина человеческого опыта: усталость, радость общения, краткие минуты отдыха в рутине. Это полотно напоминает о том, как важны маленькие паузы в нашем трудовом ритме.

Скульптура «Сердце завода» Алексея Кашанова погружает нас в саму суть механизма под названием «Ростсельмаш». Он мастерски сочетает функциональность и эстетику, создавая образ, который передает мощь и красоту этого сложнейшего объекта. В его работе каждая деталь — не просто часть машины, а символ труда и технологий, которые движут прогрессом. Яркие цвета и динамичные формы словно оживляют скульптуру, позволяя зрителю почувствовать пульс завода, его ритм и энергию.

Иванна Степанова представляет серию минималистичной графики, где отражается «творческий труд и мимолетная красота московского метро». Она запечатлевает моменты проходки тоннелей и создания станций — этот невидимый для большинства процесс становится центральным элементом ее работ. Степанова демонстрирует, как после завершения строительства вся эта ажурная архитектура исчезает из поля зрения обычного пассажира, оставаясь лишь в памяти тех, кто был частью этого процесса.

Теплое впечатление производит картина Юрия Шерова «Скоро будет водопровод — вот!», выполненная в стиле наивного искусства. В ней он фиксирует сценку из деревенской жизни, где коммунальщики «Водоканала» с улыбками на лицах трудятся над созданием коммуникаций. Эта работа словно переносит нас в атмосферу простоты и искренности, показывая, как важен труд людей, обеспечивающих комфорт и удобство в повседневной жизни. Каждая деталь картины вызывает ностальгию по простым радостям жизни.

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

На переднем плане работа Дарьи Стужук «Донская степь». Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

В разделе «Энергия», как можно предположить из его названия, собраны произведения, отражающие процесс создания света, тепла и движения — элементов, которые запускают поезда, движут корабли, возводят дома.

Инсталляция «Ремонт Большой Медведицы» Елены Запрудских представляет собой фэнтезийную вариацию на тему «зажигания звезд». Работа передает в прямом смысле «ламповое» настроение, где каждая звезда — это не холодная точка на небосводе, а вполне осязаемый предмет, нуждающийся в заботе человека. С инсталляцией возможно взаимодействие: любой желающий может выкрутить лампочку из одного патрона и поставить его в соседний свободный.

Графика Марии Головкиной под названием «ГЭС-2. Новое дыхание» повествует о трансформации индустриального пространства исторической московской электростанции в современный культурный центр. Здесь мы видим, как старые стены обретают новую жизнь: искусство и культура наполняют пространство, создавая атмосферу вдохновения и творчества. Это не просто здание — это место, где пересекаются прошлое и будущее, где энергия труда превращается в энергию идей.

На гипсовом барельефе «Диффузия в газах» Маргариты Мхитарян заглавная тема раздела открывается с неожиданного ракурса: «люди беспорядочно движутся, как молекулы в газе, постоянно куда-то бегая по делам». Это метафора современного общества — человеческий улей, который нескончаемо трудится, приводя организм города в вечное движение. Каждый элемент барельефа наполнен жизнью и динамикой, отражая сложные взаимодействия между людьми.

Четвертый раздел выставки самый многогранный: он посвящен трансформации состояния человека в процессе труда. Это и подъем сил, и усталость после трудового дня, вдохновение или преодоление трудностей.

Скульптура Ульяны Акимченко «Наш человек» из эпоксидной смолы в виде головы, наполненной шестеренками и прочими деталями, является метафорой современного члена социума. Она заставляет задуматься о том, как технологии и промышленность влияют на личность. Каждая из шестеренок символизирует частичку нашего труда и усилий.

В экспозиции много портретов тружеников самых разных профессий, их объединяют теплота в глазах и искренность улыбки. Это и «Рушница» Ольги Лысенковой, и «Формовщица» Людмилы Курилович, и «Рассвет жизни» Надежды Филимоненковой, и «Отец и сын» Марии Дедюхиной. Все они рассказывают о простых людях, чьи усилия делают мир лучше.

Заметное место в экспозиции занимают портреты пожарных. На профессиональном сленге их называют «тушилами». Одноименная скульптура Алексея Чепашова заняла первое место на фестивале. Такое же название носит работа Ильи Глазунова, в описании к которой он поясняет сам термин: «„Тушила“ — это человек, чьи действия всегда на шаг впереди, чья решимость и мастерство вдохновляют и ведут за собой товарищей».

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Конечно, художники не могли обойти вниманием собственный труд и деятельность представителей других творческих профессий. Происходящий из семьи живописцев Андрей Буртов в «Новой картине» изобразил себя и своего дедушку-художника. Этот семейный портрет становится символом передачи традиций и любви к искусству.

Таким образом, выставка показывает разнообразие трудовых процессов и их значимость и углубляет наше понимание того, как труд формирует личность и общество в целом. Каждое произведение — это история, полная чувств и размышлений о месте человека труда в обществе и мире.

«Каждое из представленных здесь произведений искусства — это не просто эстетическое выражение. Это глубокий и личный рассказ о той терпимости, силе духа и преданности, которые проявляют люди в их ежедневной работе. Рабочие, фермеры, строители, медики стоят за благосостоянием, успехами и достижениями, которые мы порой принимаем как должное. Вы увидите, как художники наделяют свои произведения чувством сопричастности к большому делу, показывая нам, что труд — это не только физическое занятие, но и источник вдохновения и созидательной силы», — подчеркивает куратор фестиваля Татьяна Авдеева.

Партнерский материал.

Залы СХР, Западное крыло Новой Третьяковки
«Искусство труда»
До 7 февраля

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ