Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Автор текста Ольга Ярутина Издатель The Art Newspaper Russia
Ирина Корина. «Без названия». Из серии «Энергоносители». 2019. Фото: Коллекция Антона Козлова
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
В середине февраля в Московском музее современного искусства, в прекрасных залах на Гоголевском бульваре, открывается выставка «Это лучшее, что у нас есть». Это первый выставочный проект The Art Newspaper Russia, очень сложный, но увлекательный и воодушевляющий опыт. Выставка основана на книге интервью с современными художниками, которую мы выпустили в ноябре прошлого года.
Илья Кабаков. «Два фрагмента». 2019. Фото: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив «Синара»
На страницах нашей газеты представлены художники и кураторы, коллекционеры и историки искусства. Мы решили начать данный проект с художников, выбрать 25 интервью за последние 10 лет, собрать их в книгу и создать на основе книги выставку, где в одной экспозиции были бы объединены все герои. Куратором выставки стала известный искусствовед Ирина Горлова.
Выбор редакции кому-то может показаться субъективным. Действительно, в книгу и, соответственно, в выставку не вошло множество известных художников и ярких произведений. Но, во-первых, мы сознательно ограничили число участников, во-вторых, мы стремились дать слово авторам разных поколений — как признанным классикам современного искусства, так и совсем молодым, но уже очень ярким игрокам российской художественной сцены.
Борис Орлов. «Бюст в триумфальном стиле». 1988. Фото: предоставлено художником
В результате получилась, на наш взгляд, очень интересная мозаика, представляющая многообразие мира искусства. В экспозиции соединились картины и рисунки, инсталляции и фотографические проекты, современные медиаобъекты и традиционная скульптура. В арсенале художников сегодня соседствуют бронза и мрамор, поролон и клеенка, дерево и чугун, новейшие технологии и найденные предметы. Нам было интересно проследить связи и различия авторских позиций, обнаружить сходство в, казалось бы, несовместимых произведениях.
Аристарх Чернышев. Loading. 2007. Фото: предоставлено художником
Выставка формировалась по следам книги, поэтому куратор и вся команда, работавшая над ней, стремились найти именно те произведения, о которых шла речь в интервью, или те, что были представлены на выставках, к которым приурочены публикации на страницах газеты. Интервью — жанр интересный и сложный; его насыщенность зависит и от способности собеседника раскрыться в полной мере, и от степени погруженности в материал интервьюера, и от конкретного повода, и от предмета разговора. Поэтому вы заметите, что герои проекта представлены неравнозначным образом: кто-то — одной работой, кто-то — конкретной серией, а кто-то — своеобразной мини-ретроспективой.
Эрик Булатов. «То-то и оно». 2000. Фото: Фонд «Екатерина»
В качестве названия выставки мы выбрали крылатую фразу замечательного художника, одного из героев проекта, недавно, к огромному сожалению, ушедшего из жизни Валерия Чтака: «Это лучшее, что у нас есть». Действительно, что может быть лучше произведений искусства и их авторов, тем более для издания, целью которого является художественное просвещение? И еще — особенностью выставки стало активное присутствие в экспозиции текста, сочетание слова и изображения.
Валерий Чтак. Capisco Quasi Tutto. 2000–2010-е. Фото: Московский музей современного искусства
Текст является важной составляющей работ художников концептуального круга: Эрика Булатова и Ильи Кабакова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Павла Пепперштейна и Ирины Кориной, Валерия Чтака и Алины Глазун. Не говоря уже о состоящих только из слов «логоцентричных» композициях Андрея Логвина. Обнаружив это уже в процессе работы над проектом, мы посчитали такое совпадение хорошим знаком — ведь именно такой, насыщенной текстами, и должна быть выставка, основанная на книге, выпущенной в свет издательством, главная задача которого — найти слова, являющиеся достойным комментарием к избранным произведениям искусства. То-то и оно, как написано на открывающей экспозицию картине Эрика Булатова.
Московский музей современного искусства
«Это лучшее, что у нас есть»
С 18 февраля до 18 мая
Источник: www.theartnewspaper.ru