Под масками Джеймса Энсора организаторы брюссельской выставки ищут самого художника
Джеймс Энсор. «Пьеро и скелеты». 1905. Фото: BOZAR
«Джеймс Энсор. Маэстро» — в названии проекта обыгрывается несколько смыслов, в том числе малоизвестный факт биографии: Энсор был не только знаменитым художником, но и талантливым музыкантом и композитором
К своему 40-летию в 1900 году бельгийский художник Джеймс Энсор (1860–1949) создал почти все прославившие его работы: картины, рисунки и печатную графику, изображающие мир в виде жуткого и хаотического представления. Маска и череп, его фирменные образы, стали для художника своего рода друзьями, надежным источником вдохновения, который можно использовать снова и снова до бесконечности. Но исчерпывается ли творчество Энсора этой кипучей смесью карнавала и Хеллоуина? Организаторы открывшейся в брюссельском Дворце изящных искусств (Bozar) выставки уверены, что нет.
В экспозицию, приуроченную к 75-летию со дня смерти Джеймса Энсора, вошло полторы сотни произведений. Ее подготовил Ксавье Трико, бельгийский искусствовед и автор каталога-резоне «Энсор. Все картины». Он объясняет, что слово «маэстро» в названии выставки, с одной стороны, обусловлено тем, что Энсор мастерски владел разнообразными художественными техниками, а с другой — отсылает к миру классической музыки, ведь Энсор был талантливым музыкантом и композитором. Делая акцент на произведениях, созданных художником в поздний период, организаторы выставки отводят особое место его малоизвестному балету 1911 года «Гамма любви», представленному здесь через самые разные экспонаты — от оригинальной рукописной партитуры до афиш авторства Энсора, и позиционируют это произведение как квинтэссенцию его разносторонней одаренности.
Выставка «Джеймс Энсор. Маэстро». Дворец изящных искусств (Bozar). Фото: BOZAR
Все обстоятельства жизни Джеймса Энсора словно специально складывались так, чтобы он стал летописцем гротеска. Он прожил почти всю свою жизнь в бельгийском городе Остенде, курорте на Северном море и столице карнавальных гуляний. Его семья держала сувенирную лавку, в которой продавались карнавальные маски, марионетки и прочие безделушки, впоследствии ставшие лейтмотивом его творчества. Получив художественное образование в Брюсселе, Энсор стал выставляться в начале 1880-х годов, а к концу десятилетия его нервные и зловещие, будто вышедшие из горячечного сна, композиции заняли прочное место в ландшафте европейского авангарда.
В экспозиции прослеживается путь художника от ученического увлечения импрессионизмом до его рано сформировавшегося зрелого стиля — через такие работы, как, например, «Икона. Портрет Эжена Демольде» (1893) из Музея Грунинге в Брюгге. На этой картине маслом и карандашом на доске Энсор поместил характерную нидерландскую религиозную композицию над демонической троицей, состоящей из его друга и двух фигур по бокам, то ли нарядившихся на карнавал в Остенде, то ли сошедших с босховского видения ада. А на картине «Пьеро и скелеты» (1905) ад уже расположился в самом центре композиции, изображающей героя пантомимы с окровавленным ножом в руке, окруженного толпой наряженных в карнавальные костюмы скелетов.
Сложность с Энсором заключается в том, что совершенно непонятно, какое место он занимает в истории искусства или даже к какому периоду относится. Считать ли его предтечей модернизма, держащим кривое ярмарочное зеркало, в котором отражается неизбывность человеческого удела? Или все же он был настоящим модернистом с собственным внутренним зеркалом, свидетельствовавшим о копящихся искажениях современного мира? Делая акцент на «Гамме любви» — представлении для группы танцоров в костюмах марионеток — Трико уверенно относит Энсора к «прекрасной эпохе», представляя его как увлеченного вагнерианца, поставившего перед собой задачу создать собственный гезамткунстверк.
Выставка «Джеймс Энсор. Маэстро». Дворец изящных искусств (Bozar). Фото: Yannick Sas / BOZAR
Хотя поначалу Джеймс Энсор пользовался весьма скандальной репутацией, перед Первой мировой войной он сильно продвинулся на пути к тому, чтобы стать респектабельной фигурой в бельгийском искусстве. В 1929 году король Альберт пожаловал ему титул барона, а открывшийся незадолго до этого Дворец изящных искусств провел огромную ретроспективу художника, в которую включили и 2,5-метровый сатирический шедевр «Вход Господень в Брюссель в 1889 году» (1888), до этого ни разу не экспонировавшийся публично из-за своей провокационности. В 1987 году работа попала в США и теперь входит в число знаковых экспонатов Музея Гетти в Лос-Анджелесе. Трико включил в экспозицию несколько архивных фотографий ретроспективы 1929 года, на одной из которых картину можно увидеть в оригинальной брюссельской развеске. Другая фотография, получившая название «Джеймс Энсор в окружении масок», представляет собой ироничный портрет седого художника-барона, окруженного одетыми в карнавальные костюмы сотрудниками музея, словно бы сошедшими с его картин.
Дворец изящных искусств (Bozar)
«Джеймс Энсор. Маэстро»
До 23 июня
Источник: www.theartnewspaper.ru