В центре Béton заглянули за стену идеологии

0 7

В центре Béton заглянули за стену идеологии

Борис Смелов. «Полёт». 1974. Фото: Центр визуальной культуры «BÉTON»

И обнаружили там фотографов-экспериментаторов, исследовавших возможности фотографии как чистого искусства. Эти люди не принадлежали к советскому официозу, и при этом, в отличие от тех же художников-нонконформистов, слава обошла их стороной

В названии выставки, открывшейся в конце января в центре Béton, присутствует одно из главных слов общественно-политического лексикона второй половины ХХ века — «стена». Физическая стена десятилетиями перерезала пополам целый город, а стена символическая разделяла разные политические системы. По обе стороны стены была своя жизнь. В советской послевоенной фотографии работали мэтры репортажа Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин и их коллеги помладше, пришедшие на волне Фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Они были заметны на переднем крае идеологической борьбы: публиковались, выставлялись. Однако в тени этой стены незаметно существовал другой мир. Мир фотокружков, создававшихся в Йошкар-Оле, Ленинграде, Свердловске, других городах. Участники этих объединений исследовали возможности фотографии как искусства, не обремененного прикладными функциями. Авторы экспериментировали с искажающими зеркалами, безобъективными камерами, использовали микроскопы и рентгеновские аппараты. «Пальцем размазывали эмульсию, создавая вдохновенные вихри» — отчасти метафорическое, но точное описание из романа Аксенова «Скажи изюм» (1983), который, как известно, не вполне про фотографию.

В центре Béton заглянули за стену идеологии

Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON». Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»

Выставка «За стеной идеологии» собрала 76 работ таких нонконформистов, как Б.У.Кашкин, Александр Китаев, Валентин Самарин, Вяче­слав Тарновецкий, и других, менее известных фотографов. «С большинством авторов я, как коллекционер с 30-летним стажем, был лично знаком, — рассказывает нашему изданию куратор выставки, арт-директор центра Béton Алексей Логинов. — Их творчество интересовало меня всегда. Какие-то работы мне дарили, какие-то я покупал. Открыв наш центр три года назад, мы эту тему еще более усиленно начали развивать. И вот, собрав определенное количество материала, решили его показать».

В центре Béton заглянули за стену идеологии

Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON». Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»

У выставки серьезная просветительская составляющая. «Другая» фотография в СССР и России ХХ века — явление очень мало изученное. Даже заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, написавший вступительную статью к фотоальбому, который сопутствует выставке, не был знаком, по словам Логинова, с творчеством многих авторов. «Это было преимущественно фотолюбительское движение, и фотографии абсолютно не соответствовали официальным задачам, потому их, как правило, нигде не публиковали и не выставляли. Ну разве что где-нибудь на уровне условного ЖЭКа», — поясняет куратор.

В центре Béton заглянули за стену идеологии

Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON». Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»

…В 1976 году у одного из экспонентов центра Béton, Бориса Смелова, открылась выставка в Выборгском фотоклубе — ее закрыли на следующий день. Хотя ничего антисоветского в работах Смелова не было, его лирические пейзажи и натюрморты не вписывались в идеологическую повестку. Как не вписывались в нее экспрессионистские опыты Валентина Самарина, вдохновенное ар-брют Евгения Лихошерста и творчество других, менее известных обитателей темных комнат за стеной идеологии. 

Центр визуальной культуры Béton
«За стеной идеологии»
До 2 марта

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ