Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

0 65

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей

Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям

Имя любого знакового русского художника обязательно вызывает ассоциации с одной-двумя его работами. Брюллов — «Последний день Помпеи» и «Всадница», Репин — «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы», Врубель — «Царевна Лебедь» и «Демон», Малевич… можно не продолжать. Виктор Васнецов (1848–1926) — художник хрестоматийный, из «Родной речи» для начальных классов, две главные коннотации к его имени — это «Аленушка» и «Богатыри». Первый сюжет, изображающий печальную девушку на берегу пруда, популярен на шкатулках и другой продукции народных промыслов. Второй, который в народе более известен как «Три богатыря», завоевал кондитерскую упаковку, причем там могут быть изображены совсем не Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, но первородство именно за ними.

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей

Государственный Русский музей подготовил юбилейный проект, стремясь показать реальный портрет Виктора Васнецова с помощью 120 произведений из своего собрания, а также из Третьяковской галереи, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, Государственного музея истории религии, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В.Д.Поленова, из других государственных музеев и частных коллекций. Художника записывали то в правоверные передвижники, то в истовые иконописцы, то в убежденные фольклористы. На самом деле творчество Васнецова оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям. Его лавры предтечи символизма и основателя неорусского стиля (не смешивать с русским стилем Ивана Ропета и Николая Басина) никто не оспаривает. Аргументы в пользу Васнецова очевидны: росписи Владимирского собора в Киеве и церковь Спаса в Абрамцеве.

В биографии Виктора Васнецова, не богатой на события, есть несколько важных узлов. В 18 лет он бросает учебу в Вятской духовной семинарии и с «десятью рублями в кармане» отправляется в Петербург. Долго учится в Академии художеств, однако диплома так и не получает.

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей

Но быстро (благодаря «Аленушке» — это про народные песни, «Богатырям» — это про былины, где персонажи могли иметь реальных прототипов, — и «Ковру-самолету» с жар-птицей — сказка в чистом виде) у Васнецова появляется имя в искусстве. В 35 лет он получает государственный заказ на создание фриза «Каменный век» для Исторического музея в Москве. Существует легенда, что первоначально художник задумал изобразить там охоту на медведя, но потом сменил зверя на мамонта — в честь Саввы Мамонтова, своего мецената и друга. Эта работа сделала художника известным в профессиональных кругах.

После росписей Владимирского собора с пронзительным образом «Богоматерь с Младенцем» имя Васнецова узнали на просторах всей Российской империи. Новый, ХХ век художник встретил созданием эскизов мозаик для храма Спаса на Крови в Петербурге и нового фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве. Последней крупной монументальной работой стали картина «Страшный суд» и эскизы мозаик — все для Георгиевского храма в Гусь-Хрустальном.

После 1917 года Виктор Васнецов работал над серией «Поэма семи сказок», куда вошли такие картины, как «Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Кащей Бессмертный» и другие.

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей

Почти все названные работы представлены на выставке, которая начинается с «передвижнического» Васнецова. Самое известное полотно этого периода — «С квартиры на квартиру». Кто хотя бы немного знаком с историей-географией Петербурга, понимает, что проход полунищих старика со старухой по Дворцовой набережной крайне маловероятен. Но художнику важно сыграть на контрасте, показав стариков на фоне «надменного» Петропавловского собора. Для любителей портретного жанра важно увидеть изображение Веры Мамонтовой, повзрослевшей серовской «Девочки с персиками», а также дивный графический портрет Ивана Крамского, который кочует с одной выставки на другую, но не приедается.

Важными для проекта являются показ большого (178 на 98 см) графического эскиза «Богоматерь с Младенцем», эскиза «Крещение Руси» и живописного эскиза неосуществленной росписи «Всадники Апокалипсиса» — все три для киевского Владимирского собора. 

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей

Не забыты любители фольклора, для них — «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна Несмеяна». За весь театральный цех могла бы ответить одна картина «Снегурочка». Но показаны также эскизы костюмов к операм Даргомыжского «Русалка» и Римского-Корсакова «Снегурочка».

Финал выставки напрашивался сам собой. Дизайн головного убора служителя Феодоровского Государева собора с двуглавым орлом на тулье разработал Васнецов. Существует легенда, что именно эта суконная шапка послужила прообразом буденовки. Впрочем, архивисты уверены, что настоящую буденовку создавали Борис Кустодиев и еще несколько художников, Васнецова среди них не было.

Государственный Русский музей
«Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»
До 19 мая

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ