Выставка о дуэлях: роковое мороженое и простреленный мизинец
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка в Эрмитаже «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» посвящена ритуалу романтизированному, но, в сущности, бессмысленному и беспощадному. Без Пушкина в экспозиции, конечно, не обошлось
Ахилл сражался с Гектором на мечах и копьях во время Троянской войны, то есть не позднее начала XII века до н.э. Серж Лифарь, танцовщик и балетмейстер фехтовал на шпагах с маркизом Жоржем Куэвасом в Париже 30 марта 1958 года. Причиной поединка стал спор об авторских правах. Некоторые очевидцы считали, что дуэль была заранее срежиссирована ее участниками и стала одновременно перформансом и пиар-акцией: дуэли во Франции давно были запрещены, а телевидение вело чуть ли не прямую трансляцию события.
От имени Античности выставку «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря», открывшуюся в Николаевском зале Зимнего дворца, украшают мраморный бюст II века н.э., изображающий бога войны Ареса, этрусская погребальная урна II века до н.э. со сценой битвы (из этих сражений над могилой выросла традиция гладиаторских боев), а также шлем III века до н.э. с нащечниками с изображением Сциллы.
Пистолеты дорожные в футляре. Версальская оружейная фабрика. Мастер Николя-Ноэль Бутэ. Франция, Версаль. 1810. Государственный Эрмитаж.
Дуэли в современном понимании появились в XVI веке во Франции. Дрались на всех видах холодного оружия и пистолетах, причем первоначально дуэли на пистолетах были конными. Пара пистолетов с колесными замками изготовлена в 1580-х годах в Аугсбурге. Они достигают почти полуметровой длины, декорированы золоченым растительным орнаментом, ложи выполнены из черного дерева с костяными вставками, изображающими мифологические сюжеты (например, Леду и лебедя).
Картина Геррита ван Сантена «Сражение при Буа-Ле-Дюк» изображает любопытное событие — коллективную дуэль: 5 февраля 1600 года 20 фламандских кирасир бились против 20 французских кавалеристов. Фламандцы потеряли командира, но одержали победу. Этот сюжет был популярен в голландской живописи.
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже хранится уникальная коллекция немецких рапир середины XIX века с проволочными гардами для защиты руки, так называемых корбшлегеров. Такое оружие использовалось в студенческих корпорантских дуэлях. Это были поединки для проверки доблести, а не для защиты чести или правоты в споре. Несколько корбшлегеров представлено на выставке.
Важный раздел экспозиции — показ дуэльных традиций в России, истории знаменитых дуэлей. По словам одного из кураторов, ведущего научного сотрудника Эрмитажа Виктора Файбисовича, дуэль настолько противоречивый феномен, что даже заглавия посвященных ему исследований как будто полемизируют друг с другом. Например, замечательная книга Василия Новоселова о дуэлях во Франции называется «Последний довод чести», а содержательный труд Ирины Рейфман о дуэлях в России получил название «Ритуализированная агрессия».
На первом плане — шпага в ножнах. Мастер Жак Терез Лекур. Франция, Париж. 1780–1785. Государственный Эрмитаж.
Поводы для дуэлей были чрезвычайно разнообразны. Так, в 1823 году в кондитерской лавке Амбиеля на Невском проспекте офицер Кавалергардского полка Владислав Пусловский заказал себе порцию любимого им красного мороженого. По ошибке мороженое подали штабс-капитану Жандармского полуэскадрона Федору Гедеонову, который съел его не раздумывая. Возникла перепалка, закончившаяся дуэлью Пусловского с братом обидчика, отставным артиллерийским штабс-капитаном Яковом Гедеоновым. Кавалергард убил своего противника наповал.
Множество русских дуэлей проходило под девизом cherchez la femme. Например, знаменитая четверная дуэль в 1817 году. Василий Шереметев дрался с Александром Завадовским из-за своей содержанки, балерины Авдотьи Истоминой, которая, не вынеся дурного характера Шереметева, ушла от него к Завадовскому. Шереметев вызвал на дуэль Завадовского, а его секундант, бретер и будущий декабрист Александр Якубович, вызвал своего визави Александра Грибоедова (тот был косвенно причастен к адюльтеру). На первой дуэли погиб Шереметев, вторая была отложена и состоялась под Тифлисом осенью 1818-го. Якубович прострелил поэту мизинец левой руки.
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
В проекте о дуэлях не обойтись без Пушкина. На выставке представлены документы, подтверждающие покупку коллекционером Василием Охотниковым в Петербурге в 1842 году за 800 руб. пары пистолетов фирмы Baucheron Pirmet, на которых якобы дрались на дуэли Пушкин с Дантесом. Пройдя через несколько рук, в 1919 году пистолеты оказались в собрании Пушкинского Дома, а теперь находятся в постоянной экспозиции Всероссийского музея А.С.Пушкина на Мойке, 12. Участие этих пистолетов в роковой дуэли не доказано, но и не опровергнуто. На выставке представлена аналогичная пара пистолетов той же фирмы из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Государственный Эрмитаж
«К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря»
До 2 ноября
Источник: www.theartnewspaper.ru