«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

0 78

1 июня ежегодно отмечается Международный день защиты детей. В честь праздника в интервью RT руководитель отдела по работе с детьми и молодёжью ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Гомберг рассказала, с какого возраста нужно приобщать детей к искусству, подсказала, как сделать поход в музей более интересным для ребёнка, а также объяснила роль видеоигр и социальных сетей в популяризации искусства среди подростков.

«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

  • © Сгенерировано с помощью ИИ

— 1 июня отмечается Международный день защиты детей. Планируются ли в этом году тематические мероприятия в ГМИИ им. Пушкина, адресованные детям?

— В этом году мы решили пойти по другому пути: поскольку 1 июня — воскресенье, многие отправятся на дачу или решат провести день на улице. Мы сделали большую подборку материалов, которые помогают забрать музей с собой. За этот год мы создали для детей и родителей комиксы, мультфильмы и раскраски, которые соберём в нашем Telegram-канале «Мусейон». Надеемся, что всё это поможет познакомить ребёнка с коллекцией Пушкинского или вспомнить любимые экспонаты.

— Какую примерно долю от общего числа посетителей музея сегодня составляют дети и подростки?

— Очень большую: примерно каждый пятый посетитель — ребёнок с родителями или школьник старших классов, который пришёл сам. Можно даже сказать, что их доля растёт. В последнее время поход в музей становится популярным досугом. И сами музеи много делают для того, чтобы выглядеть доступным пространством, а не закрытым местом только для посвящённых.

«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

  • © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

— Сегодня среди посетителей музеев встречаются даже семьи с младенцами. С какого возраста приобщение к искусству становится действительно полезным?

— Даже младенцам может быть любопытно оказаться в музее. Здесь они видят, какой мир разный и какими удивительными предметами он может быть наполнен. Поэтому проводить время в пространстве музея имеет смысл с самого раннего возраста — стоит только уточнить, как быть с коляской. На этот счёт у музеев бывают разные правила.

В музее бывает непросто с посетителями в возрасте от года до трёх, которым интересно тактильно исследовать мир. Но всегда можно выбрать подходящее пространство и дело — например, рассматривать мраморную лестницу. Для этих детей излишни специальные занятия.

Если говорить о детях более сознательного возраста, нам очень хотелось бы, чтобы они воспринимали Пушкинский музей как большого собеседника. Марина Цветаева, дочь основателя музея Ивана Владимировича Цветаева, называла музей «наш гигантский младший брат», относилась к нему как к живому существу, почти члену семьи. Такую коммуникацию с участием сотрудников музея лучше начинать примерно с пяти лет.

2 апреля в ряде стран, включая Россию, отмечается День детской книги. Дата была учреждена в 1967 году некоммерческой организацией…

— Что стоит учитывать родителям, планируя самостоятельное посещение? Например, детям сложно справляться с большим объёмом информации — как не перегрузить психику ребёнка?

— В музее ребёнку необходимо чувствовать себя комфортно, для этого он должен знать, что может провести здесь столько времени, сколько захочет. Родителям часто кажется, что нужно обязательно за один раз обойти весь музей. Поэтому важно с самого начала договориться о цели посещения и придумать, что может замотивировать ребёнка. Можно посмотреть любимую картину мамы или папы, познакомиться с героями мифов, о которых ребёнок уже слышал, отправиться на поиски фантастических животных — а потом дома слепить их из пластилина. Тогда каждый новый знакомый — сфинкс или гигантский крылатый шеду — это элемент игры. Так посещение сразу обретает дополнительный смысл, а ещё — очевидные начало и конец.

В ГМИИ имени Пушкина один из самых популярных инструментов-помощников для родителей — детская карта. Она выглядит как карта сокровищ, а на обороте размещены простые задания, которые можно сделать за одно посещение или разбить на несколько частей. К тому же карту можно забрать домой, чтобы её раскрасить и наметить план будущих приключений.

— Какие приёмы используют экскурсоводы, чтобы вызвать у детей интерес к живописи, скульптуре?

— Это зависит от возраста. Наши младшие гости — дошкольники пяти — семи лет. Их ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Они с удовольствием слушают сказки и истории, представляя себя на месте героев. Поэтому сотрудник музея показывает обитателей музея как персонажей, с которыми можно знакомиться, разговаривать. Кроме того, помогают приёмы, включающие телесное восприятие: встать в позу героя, похвалить себя, погладив по голове, повторить мимику персонажа.

Если самым маленьким посетителям мы помогаем создавать эмоциональную связь с обитателями музея, то гостей постарше учим выстраивать логические суждения. У младших школьников ведущая деятельность — учебная, им нравится, когда они сами нашли ответ на сложный вопрос. Например, рассуждая о том, почему в руках скульптуры Давида авторства Донателло меч и камень, чтобы понять, как он расправился с противником.

Гораздо сложнее выстроить коммуникацию с подростками. У них ведущая деятельность — эмоциональное и личностное общение со сверстниками. Им интересно, как и почему люди принимают те или иные решения.

Наша задача — показать подросткам, как искусство связано с ними, почему им оно нужно, важно и полезно. Мастерам разных эпох хотелось поговорить об образе идеального и неидеального тела, выразить сложные эмоциональные состояния или тонко подшутить над собеседниками. В классическом искусстве много полезных примеров, просто подростки не всегда знают, что именно так можно видеть музей. Чаще всего нужно дать ключ, который позволит почувствовать, что классическое искусство всегда немножко про тебя.

«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

  • © Коробейников Дмитрий

— Имеет ли значение, как проходит посещение: с экскурсоводом, аудиогидом, со школьным классом или индивидуально?

— Аудиогид не очень гибко подстраивается под личные интересы. Сегодня есть много разных способов сделать прогулку по музею персонализированной: например, Telegram-боты, которые позволяют выбирать индивидуальный маршрут и получать ответ на интересующие вопросы. Но важно, чтобы в фокусе внимания оставались произведения искусства, а не мобильные устройства.

Для детей и подростков хорошо приходить в музей в компании — так можно заодно узнать и сверстников. Но, приходя классом, дети часто погружены в отношения, в которых они находились до музея. Важно встроить музей в их разговор или создать более привлекательное общее дело. Поэтому так популярны квесты. Летом у нас выйдут анкеты, с которыми можно гулять в музее, задавая друг другу разные вопросы.

Многие родители считают, что посещение музея без экскурсовода не имеет смысла. Но экспонаты вполне можно изучить и самостоятельно. Иногда поза или жест всё расскажут не хуже этикетки. Если у ребёнка есть «дело» — найти всех собачек или смешные причёски, — он может с удовольствием делать его сам и делиться находками со своим спутником.

А задача ведущего занятий — дать информацию, подходящую детям разных возрастов. Возвращаясь в музей, дети будут понемногу углублять знания и наполнять их новыми связями. На первом этапе достаточно понять, что маленький Давид справился с великаном Голиафом, и узнать, что они герои Библии. На втором — увидеть, что скульптор Донателло похвастался знанием искусства древности, и услышать о Возрождении, а уже в подростковом возрасте поговорить о том, как художник выбирает важные мотивы из библейского текста, или обсудить, как понятие страха или гордости меняется в разные исторические эпохи.

«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

  • © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

— А каких ошибок следует избегать, чтобы у ребёнка или подростка не сложилось впечатление, что искусство и музей — это скучно?

— Во-первых, заранее не думать, что музей — это скучно.

Музей — место, где искусство встречается с человеком. Цели могут быть разными, не только образовательными. Стоит с самого начала придумать, что мы хотим делать в музее: что искать, сколько залов увидеть или куда добраться.

Во-вторых, не теряться и не бояться. Часто взрослым кажется, что они должны показать ребёнку всё сразу и знать ответы на все вопросы. Взрослые начинают нервничать, и поход в музей превращается в сложное эмоциональное предприятие.

Задавая вопрос, кто это, ребёнок не ждёт историческую справку. Ему достаточно знать, что перед ним большой герой, — всё остальное можно выяснить вместе, разглядывая его.

Можно немного подготовиться — узнать на сайтах музеев, какие имеются опции: детские аудиогиды, квесты, карты… В Пушкинском есть даже планшеты для рисования с карандашами и бумагой.

Важно не пытаться посмотреть всё за один раз, придумать дело, не забывать отдыхать и помнить, что насладиться красотой и атмосферой не менее важно, чем узнать несколько новых имён или сюжетов.

— Как музеям конкурировать с «быстрыми» развлечениями, популярными у подростков, такими как видеоигры и контент соцсетей?

— Это, наверное, одна из главных проблем сегодня. С одной стороны, музей может быть пространством, где мы отдыхаем от гаджетов.

С другой — мы привыкли, что любой момент жизни важно запечатлеть на камеру. Если разрешить ребёнку использовать гаджеты в музее, доля шедевров искусства в галерее его смартфона увеличится, и это хорошо.

Полезно предлагать альтернативы — детские карты, буклеты, задания. Главное — не игнорировать гаджеты, а находить баланс: иногда использовать их как инструмент, а иногда предлагать другие способы взаимодействия с искусством.

«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

  • © Новосильцев Артур

— Насколько полезно опосредованное приобщение к искусству — например, в видеоиграх, где действие разворачивается на фоне известных исторических зданий? Могут ли высокая и массовая культуры в определённых условиях дополнять друг друга?

— Это хороший способ привлечь внимание к искусству за пределами компьютерного мира, который вызывает желание увидеть объект в реальности. Произведения искусства в музейном пространстве часто вырваны из исторического контекста. Компьютерная графика позволяет погрузить предметы в соответствующую историческую среду и показать, как они существовали в своём времени.

Даже если реконструкция среды некорректна, это отличный материал для дискуссии и тренировки критического мышления, что хорошо ложится на почву подросткового возраста.

Ещё одна форма цифрового контента — мемы. Мы с коллегами недавно провели масштабный опрос на тему взросления, где в качестве основного диагностического инструмента использовались мемы, созданные на основе произведений искусства из экспозиции Пушкинского музея, которые ребята с удовольствием придумывали сами, как будто между ними и героями картин нет сотен лет разницы.

 Несколько лет назад требовали, чтобы в Эрмитаже прикрыли античные статуи, изображающие обнажённых людей, чтобы их вид не навредил несовершеннолетним. Это был не первый случай, что для культурных людей очевидный абсурд. Сталкивались ли в Пушкинском музее с такими жалобами? Могут ли произведения искусства навредить психике или развратить детей?

— Да, мы сталкиваемся с подобными жалобами на занятиях. Это недопонимание имеет глубокие исторические, культурные корни. Любой современный интеллигентный человек понимает, что античные мастера работали с обнажённой натурой, изображая идеальное человеческое тело как воплощение идеального духа, что восприняли мастера эпохи Возрождения, а вслед за ними и вся европейская культура.

Однако между Возрождением и Античностью был период Средних веков. Для этой эпохи было характерно скрывать человеческое тело, избегать его изображений в произведениях искусства.

Вопросы, которые задают зрители, сами по себе любопытный исторический феномен. Они дают нам возможность объяснить, как менялись представления об искусстве на протяжении истории человечества.

Такой разговор важен ещё и потому, что он учит различать, чем обнажённое тело в античной скульптуре отличается, например, от изображения девушки в купальнике в современной рекламе. Это вопрос культурной насмотренности и умения понимать контекст разных эпох.

Конечно, произведения искусства не способны навредить ребёнку — наоборот, навык их рассматривать делает мир более интересным.

«Место, где искусство встречается с человеком»: эксперт — о важности музеев для детей и «культурных» мемах

  • © Mitch Diamond

— Какие выставки, как правило, привлекают больше всего молодёжи? Есть ли молодёжные вкусы в искусстве?

— Конечно, наибольший отклик получают произведения, наполненные яркими эмоциями или интересными творческими ходами. Поэтому, например, так популярна живопись ван Гога или фотовыставки и необычные инсталляции.

Кроме того, для молодых людей огромное значение имеет архитектура выставочного пространства. Молодёжь ценит, если на выставке можно легко узнать больше о том, что показалось интересным, сделать фотографию на память и легко спланировать маршрут. Так что экспозиция должна быть современной, информативной и удобной.

Источник: russian.rt.com

Оставьте ответ