Царский провенанс: княгиня Ольга и ее наследие
Ольга Романова. «Пейзаж провинциального города». 1920-1930.
Фото: Московский аукционный дом
У работ Ольги Александровны Романовой, младшей дочери императора Александра III, долгая рыночная история. Вероятно, ныне настал их звездный час
Нежные акварели великой княгини Ольги (1882–1960) десятки лет продавались на русских торгах в Лондоне по весьма скромным ценам. Теперь же стоимость этих сентиментальных работ ощутимо выросла. В начале апреля Государственный Русский музей получил в дар собрание мемориальных вещей из семьи двух последних российских императоров и коллекцию графики княгини Ольги Александровны. А почти через две недели Московский аукционный дом выставил на торги десятки написанных ею акварелей и выручил за них более 60 млн руб.
Дар Государственному РуссКому музею
Документы, альбомы с фотографиями и рисунками, личные вещи членов императорской фамилии, ювелирные изделия и почти 180 графических работ были переданы в ГРМ в начале апреля. Передача состоялась благодаря подписанному в ноябре 2023 года соглашению между Фондом святой Екатерины и Министерством культуры РФ.
Как рассказал нашей газете Георгий Могилевский, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века ГРМ, все предметы, переданные в музей фондом, находятся в прекрасном состоянии. «Похоже, вещи очень бережно хранили, и на первый взгляд они не требуют серьезной реставрации, — сообщил он. — Но мы продолжим исследования и в конце года планируем представить эту коллекцию широкой публике на специальной выставке».
Помимо акварелей, рисунков и работ маслом, в собрании Ольги Александровны есть личные вещи членов императорской семьи, изделия фирмы Карла Фаберже, несколько фотоальбомов. И еще три альбома с ее зарисовками, нечто вроде дневника (в 15–16 лет княгиня зарисовывала сцены из жизни близких — на прогулке, в интерьерах дворца, семейные праздники).
Руководство Русского музея приняло решение не распределять предметы из коллекции княгини по разным фондам и отделам, а создать специальный, мемориальный фонд для хранения такого рода собраний.
Еще…
Ольга Александровна Романова, младшая дочь Александра III и императрицы Марии Федоровны, сестра Николая II, родилась в 1882 году. Она и ее старшая сестра Ксения получили хорошее домашнее образование, но Ольга особенно увлеклась рисованием. «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы», — писала она в воспоминаниях. На увлечение дочери обратили внимание родители — специально для обучения Ольги они пригласили самых известных живописцев: Сергея Виноградова, Станислава Жуковского, Владимира Маковского.
В 1900-е годы великая княгиня устраивала в гатчинском дворце выставки-продажи, на которых представляла не только свои работы, но и картины молодых художников. Деньги от продаж шли на благотворительные цели. В 1912 году она основала Общество помощи нуждающимся художникам в память академика Константина Крыжицкого.
Великая княгиня Ольга. Дочь императора Александра III. 1900-е.
Фото: Wikimedia
Ольга Александровна была единственной из детей Александра III, кто стал профессиональным художником. В 1920 году вместе со вторым мужем Николаем Куликовским и старшим сыном Тихоном она навсегда уехала из России и добралась до Дании, где жила ее мать, Мария Федоровна. В Дании княгиня продолжила рисовать. В 1930-е годы в Белграде, Берлине, Копенгагене, Осло, Париже и Стокгольме прошли выставки ее картин. После успешной выставки в Лондоне в 1936 году все работы были раскуплены, а среди их новых владельцев оказались барон Ротшильд, Уинстон Черчилль, члены королевских семей Британии и Норвегии.
Практически все вырученные средства княгиня направляла на благотворительные цели. Сначала помогала соотечественникам, убежавшим от большевиков, а в 1940-е годы — советским гражданам, оказавшимся в Европе в ходе Второй мировой войны. Позже Советский Союз даже направил Дании ноту протеста в связи с тем, что Ольга Александровна поддерживает «врагов народа». Опасаясь преследования Советов, в 1948 году семья Романовых-Куликовских переехала в Канаду. Но и там княгиня продолжила рисовать и заниматься благотворительностью.
Некоторые историки считают, что за свою жизнь она написала около 2 тыс. работ. Большая часть ее живописного наследия оказалась в частных коллекциях. Благодаря этому, а также интересу главы отдела русского искусства Christie’s Алексея Тизенгаузена к истории русской эмиграции, на торгах аукционного дома рубежа XX–XXI веков всегда находилось несколько акварелей княгини Ольги. Обычно средняя цена на них составляла около £5 тыс. за работу побольше или набор из трех-пяти небольших карточек с изображением цветов, садов, пасхальных и рождественских натюрмортов. После того как русский рынок старого искусства изолировался от мирового и на нем возник дефицит, а также после музеефикации работ княгини Ольги, цены на них стали предсказуемо расти.
Ольга Романова. «Со службы». 1920-1930.
Фото: Московский аукционный дом
Однако результаты аукционных торгов, состоявшихся в Москве в середине апреля, превзошли все ожидания организаторов. По словам Сергея Подстаницкого, соучредителя Московского аукционного дома, за несколько часов была распродана почти вся коллекция акварелей Ольги Александровны, за которую удалось выручить сумму, в несколько раз превысившую предварительную оценку.
«Было продано примерно 90% вещей. Мы выручили около 60 млн руб. Самая дорогая акварель ушла за 7 млн руб., — рассказал Сергей Подстаницкий. — Фактически мы сформировали новый рынок и новые цены на работы княгини, увидели серьезный и живой интерес к ним. Планируем продолжить работу с этим материалом».
В ходе торгов, как уточняют организаторы, был установлен исторический рекорд стоимости работ Ольги Александровны: акварель «Со службы» 1920–1930-х годов ушла с молотка за 7 млн руб., что в 2,5 раза превышает предыдущий максимум аукциона Christie’s. За 3,1 млн руб. был продан «Пейзаж провинциального города», что в 8 раз больше стартовой цены.
Задолго до начала аукциона все акварели, которые владельцы предлагали выставить на торги, прошли серьезную экспертизу в НИНЭ им. П.М.Третьякова. По словам Ивана Павлова, куратора и коллекционера, экспертиза позволила создать эталонную базу для определения подлинности работ княгини Ольги Александровны. «Перед аукционом мы не знали, сколько работ дойдет до продажи, и часть акварелей эксперты действительно признали подделками, — рассказал Иван Павлов. — Это касалось главным образом самых ранних, самых дорогих листов. Но интерес к аукциону не снизился. Зато теперь, благодаря эталонной базе, любой владелец акварелей может получить авторитетное экспертное заключение на каждую вещь».
К аукциону был выпущен каталог, в котором опубликованы ранее неизвестные документы из жизни Ольги Александровны Романовой-Куликовской, связанные с историей ее выставочной и благотворительной деятельности в Европе и Канаде. К концу этого года авторы каталога планируют подготовить второе, дополненное издание, куда войдут работы, участвовавшие в торгах.
В начале апреля Государственный Русский музей получил в дар собрание мемориальных вещей из семьи двух последних российских императоров и коллекцию графики княгини Ольги Александровны.
Фото: Московский аукционный дом
По мнению специалистов, на отечественных аукционах произведения Ольги Александровны появляются редко, что понятно: основная часть ее наследия находится на Западе. Гораздо чаще сейчас они встречаются на европейских аукционах и всегда продаются за вполне достойные суммы. Как рассказал Рубен Язычьян, генеральный директор арт-клуба «Коллекцiонеръ», лет десять назад на одном из лондонских аукционов картина кисти Ольги Романовой-Куликовской ушла за $30 тыс.
«За работами Ольги Александровны не то чтобы охотятся, но на них всегда обращают внимание, хотя в России ее акварели или рисунки ценятся ниже, чем работы маслом, — говорит Рубен Язычьян. — Это вообще такая особенность российского арт-рынка. Но результаты аукциона 14 апреля, уверен, изменят эту тенденцию. Это повлияет и на продажи других ее работ.
Источник: www.theartnewspaper.ru