Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

0 52

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Содержание:

Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»

«Музей года»

Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Владимир, ул. Большая Московская, д. 43
Директор: Екатерина Проничева

За новое дыхание, яркие выставки и проекты, отметившие 1000-летие Суздаля

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Суздальский кремль. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

За последние два года, с тех пор как музей-заповедник возглавила Екатерина Проничева, у него открылось новое дыхание — обновляются здания, постоянные экспозиции и даже форма служителей, выставочная программа становится все более и более привлекательной. 2024 год, сосредоточенный на юбилее — 1000-летии Суздаля, преподнес зрителям яркую выставку «Русский феникс. Суздальская земля», созданную вместе с Музеями Московского Кремля, и новую экспозицию, посвященную древней палеолитической стоянке Сунгирь. Продуктивно, что всегда важно для музеев подобного рода, идет диалог с Русской православной церковью. Отдельно отметим эталонное экспонирование хрупкой святыни — Боголюбской иконы Божьей Матери XII века. А вот событие, важное для сохранения нашей домонгольской архитектуры: знаменитый резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, состояние которого начало становиться печальным, летом передали музею-заповеднику в оперативное управление.

Третьяковка в Самаре. Фабрика-кухня

Самара, ул. Ново-Садовая, д. 149
Директор: Михаил Савченко

За современный музей, созданный командой, для которой одинаково важно и глобальное, и локальное

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре. Фото: Алексей Народицкий/Государственная Третьяковская галерея

Первый региональный филиал Государственной Третьяковской галереи открылся в мае 2024 года в Самаре, в гигантской фабрике-кухне завода им. А.А.Масленникова, построенной в 1932 году в форме серпа и молота по проекту одной из первых в России женщин-архитекторов, Екатерины Максимовой. Обветшавший шедевр конструктивизма удалось вернуть к жизни, и после пятилетней реставрации здесь возник современный по всем параметрам музей. Помимо выставочных залов, тут есть творческие мастерские, фондо­хранилище, резиденции, музейный магазин и даже «Соседский огород». Истории здания посвящен мини-музей советского общепита, а первая выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» показала, насколько широко можно трактовать эту тему. В команде музея работают местные специалисты, которым дорога связь с локальным контекстом. Это не мешает музею видеть свою миссию и глобально — «актуализировать искусство ХХ–ХХI веков во всем его многообразии». Задачу же «создания новой привлекательной точки культурного туризма» можно считать уже выполненной.

Центр «Зотов»

Москва, Ходынская ул., д. 2, стр. 1
Генеральный директор: Дарья Филиппова

За впечатляющее и плодотворное культурное производство, открывающее все новые грани конструктивизма

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Центр «Зотов». Фото: Центр «Зотов»

Центр «Зотов» позиционирует себя как «конструктивное пространство» — и не зря. Вдохнув новую жизнь в здание хлебозавода-автомата, «Зотов» наладил здесь по-настоящему впечатляющее и плодотворное культурное производство. Вот уже более двух лет институция демонстрирует ударные темпы в области создания выставок, посвященных конструктивизму, в том числе его малоисследованным (как в проекте «Работать и жить») или неожиданным (как в экспозиции «Русское невероятное») граням. Насыщенную жизнь центра составляют экспериментальные спектакли, лекции и паблик-токи с крупными специалистами, кинопоказы и мастер-классы, инклюзивные события. В 2024 году «Зотов» учредил то, чего ждали с момента его основания, — ежегодную грантовую программу для исследователей. Отчетная научная конференция, которую провели осенью, показала, что яркие открытия в области изучения конструктивизма еще возможны.

«Реставрация года»

Зубовский флигель Екатерининского дворца. 1779–1785, 1850-е. Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург, город Пушкин

Заказчик: Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»
Исполнитель: ООО «Царскосельская янтарная мастерская»

За последовательные усилия по воссозданию исторических дворцовых интерьеров и связанную с этим научно-исследовательскую работу

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Зубовский флигель Екатерининского дворца. Фото: Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»

Дворцовый флигель, построенный по указанию императрицы Екатерины II, предназначался для устройства ее личных покоев. Это обстоятельство не могло не сказаться на стиле интерьеров — комнаты, декорированные Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги, отличала «простота со вкусом», как выразилась сама хозяйка апартаментов. Обстановка Зубовского флигеля, поистине уникальная, была утрачена в годы Великой Отечественной войны, и только сейчас, после пяти лет реставрационных работ, при поддержке ПАО «Газпром» удалось воссоздать восемь камерных залов на втором этаже исторического здания. Этому процессу предшествовали и сопутствовали многочисленные исследования — архивные и технологические. В результате достигнут важный рубеж в жизни музея-заповедника «Царское Село». По словам его директора Ольги Таратыновой, здесь фактически завершается восстановление «главных — художественных, хрестоматийных — интерьеров».

Картина Тобиаса Верхахта при участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка, Абеля Гриммера «Вавилонская башня» из коллекции Государственного Эрмитажа. Около 1606–1620. Санкт-Петербург

Заказчик: Государственный Эрмитаж
Исполнители: Алиса Мезенцева, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства; Анна Апонасенко, заместитель заведующей отделом научной документации; Максим Лапшин, художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа

За творческий подход к реставрации, приведший к научному открытию

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Реставрация картины «Вавилонская башня». Фото: Государственный Эрмитаж

Считавшаяся произведением неизвестного фламандца, картина теперь атрибутирована сразу четырем выдающимся мастерам нидерландского маньеризма первой четверти XVII века. «Вавилонская башня» (189 на 125 см, дерево, масло) попала в Эрмитаж из Германии в 1946 году в числе «перемещенных ценностей». В ходе подготовки картины к выставке «…и сделаем себе имя…» был выполнен весь комплекс работ: укрепление грунта и красочного слоя, утончение лака и поздних записей, тонирование утрат. Параллельно реставрации шла исследовательская работа. Подтвердилось предположение, что композиция пейзажа принадлежит кисти Тобиаса Верхахта. Выделены еще три руки: над изображением людей на переднем плане слева явно трудился Брейгель, фигуры справа написаны Хендриком де Клерком, а фигуры на дальнем плане характерны для творчества Абеля Гриммера.

Успенский собор на Городке. XIV век. Звенигород

Заказчик: Православная религиозная организация «Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря»
Проектировщик: Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ), научный руководитель реставрации Георгий Евдокимов
Исполнители: «Аркада-СТ», «Реставраторъ», «Эфа+»

За восстановление важнейших деталей и возвращение подлинного облика уникального памятника древнерусской архитектуры

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Успенский собор на Городке в Звенигороде. Фото: архив Дмитрия Седова

Важнейший образец раннемосковской архитектуры, храм, росписи в котором приписываются Андрею Рублеву и Даниилу Черному, родина Звенигородского чина, этот храм до нашего времени дошел обезображенным, потерявшим красоту своих очертаний. Килевидные закомары и кокошники кровли еще в XIX веке были стесаны и заменены скучной четырехскатной кровлей. Советское время добавило ущерба. Собор, возвращенный Русской православной церкви, был в плохой сохранности. Его реставрация началась 15 лет назад, причем по инициативе общины храма. По словам его казначея Дмитрия Седова (параллельно он замдиректора по науке Звенигородского музея-заповедника), реставрация все эти годы шла на поступавшие пожертвования, которых чудесным образом хватало на то, чтобы расплатиться за работы. В результате зданию вернули оригинальные конструкции и детали. Сейчас устремленный вверх силуэт храма легчайших пропорций виден издалека и впечатляет красотой и изяществом.

«Выставка года»

«Весть»

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
2 августа — 17 ноября 2024

Куратор: Александр Боровский
Архитектор: Анна Ильина

За постановку глобальной и оригинальной темы, позволившей связать прошлое и современную актуальную повестку

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Выставка «Весть» в Корпусе Бенуа Русского музея. Фото: Олег Золотов/Государственный Русский музей

Выставка «Весть» формально была посвящена возникновению и трансформации средств и способов передачи информации (почта, газета, телефон и так далее), однако в итоге подняла целый ряд умозрительных и практических вопросов. В том числе об обмене информацией между человеком и цифровой вселенной, о трансформации киберпространства, постправде и вообще о хранении и трактовке событий и опыта. В двух крыльях Корпуса Бенуа разместилось около 300 произведений — от икон до сенсорных инсталляций, от шедевров Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского, Ильи Репина до работ современных авторов. Причем многие произведения были созданы специально для проекта. Информация как медиум и ее материальные носители, окружающие нас в повседневной жизни, предстали не только средством коммуникации, но и антенной для связи с космосом или археологическим артефактом, вызывая ностальгию, нежность либо тревогу. «Весть» задает новый вектор развития Русского музея, показывающий стремление к масштабу и философской рефлексии современности.

«Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х ­— 1930-х»

Музей Москвы (Москва)
24 апреля — 25 августа 2024
Кураторы: Ксения Гусева, Надежда Плунгян
Архитектор: Анна Румянцева

За открытие публике нового пласта советской художественной культуры, связанного с женским вопросом

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х — 1930-х» в Музее Москвы. Фото: Музей Москвы

Выставка существовала в том же смысловом пространстве, которое Музей Москвы исследовал в серии недавних проектов, посвященных первым послереволюционным десятилетиям, эмансипации женщин в СССР, текстильному производству. Все эти темы получили развитие в экспозиции, посвященной образу жительницы быстро меняющейся столицы. Структура «Москвички» состояла из девяти разделов, выстроенных в хронологической последовательности, и двух сюжетных линий. Первая, магистральная — образы эпохи в изобразительном искусстве. Женские портреты, жанровые сцены, пейзажи Москвы дополнялись плакатами, книжной и журнальной графикой. Вторая сюжетная линия — более камерная, посвященная девяти героиням выставки, от Варвары Степановой до Валентины Ходасевич. Были показаны личные вещи, фотографии, письма — все, что могло дать представление о художнице как об одной из горожанок.

«Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
19 мая — 15 сентября 2024

Кураторы: Михаил Дединкин, Татьяна Косоурова
Художники-дизайнеры: Эмиль Капелюш, Юрий Сучков
Художник по звуковому оформлению: Павел Ховрачев

За яркую зрелищность и смелую фантазию, которые превратили академическую выставку в увлекательный спектакль

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Соединение мощного научного потенциала сотрудников Эрмитажа и смелой фантазии художников-сценографов превратило выставку мастера фламандского натюрморта и его последователей в хит летнего петербургского сезона. Стараниями дизайнеров Эмиля Капелюша и Юрия Сучкова парадный Николаевский зал был преобразован в волшебную декорацию, атмосферную тотальную инсталляцию. Легкие деревянные конструкции, уходя ввысь, намекали на своды готических соборов, стены загадочно мерцали узорчатой обивкой, приглушенно звучали какие-то хоралы, театрально выставленный свет режиссировал взгляд зрителей, скользивший от живописи к настоящим предметам из натюрмортов, составивших «живые картины» в витринах. Яркая зрелищность не помешала дотошной научной разработке темы — было рассказано и о всевозможных видах натюрмортов, и о торговых путях, по которым в Европу попадали экзотические товары и фрукты, и о цветочной символике, и о роли женщин в тогдашнем арт-мире, и о том, как выглядели кабинеты и мастерские.

«Книга года»

«Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937»

М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024

За погружение в воображение тех, кто после революции строил новый мир, новый быт, новую семью и новый досуг, и выявление неожиданных граней конструктивизма

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.

Книга «Работать и жить» была издана к одноименной выставке — одной из самых ярких в копилке Центра «Зотов». Под строгой черной обложкой, вдохновленной типографскими находками Алексея Гана, читатель обнаруживает кладезь интереснейших, во многом уникальных материалов. Исследовательские статьи рассказывают о полете фантазии тех, кто после Октябрьской революции строил дивный новый мир и дивный новый быт. Издание включает занятную антологию исторических текстов — фрагменты статей, докладов, писем, речей. В каталожной части можно отыскать весьма экзотичные образцы конструктивизма (например, объекты деревянного зодчества, выглядящие вполне традиционно, но имеющие ленточное остекление) и другие странные придумки той эпохи. Все это приправлено с задором подобранными отрывками из воспоминаний, литературных сочинений, фельетонов. Содержимое каталога обнаруживает авантюрную и где-то даже абсурдистскую сторону конструктивизма, скрытую за его лаконичным, тщательно продуманным фасадом.

«Война и мир в русском фарфоре. Из собрания Е.Н.Батуриной»

М.: Государственный институт искусствознания, 2022

За фундаментальное научное исследование на материале уникального частного собрания русского фарфора

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Война и мир в русском фарфоре: Из собрания Е.Н.Батуриной: Каталог: в 3 т. / Авт.-сост. М.А.Бубчикова, Е.П.Смирнова; под науч. ред. Н.В.Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022.

Грандиозный каталог частного собрания Елены Батуриной, выпущенный под научной редактурой Натальи Сиповской, посвящен изделиям Императорского фарфорового завода и охватывает более 2 тыс. предметов. Он разделен на три тома: первый посвящен императорским подносным подаркам, второй — военной теме в фарфоре, третий — предметам парадной сервировки. Над каталогом на протяжении семи лет работало около сотни ученых, а публикацию осуществил коллектив Государственного института искусствознания. Издание вышло не обычным каталогом частного собрания, а истинным научным исследованием, которое пригодится всем любителям темы. Ведь оно дополнено аналитическими и справочными материалами о закономерностях в изменении форм, рельефных деталей, бронзового оснащения, приемов исполнения живописного декора, лексических рядов орнаментов и фарфоровой флоры, которые были составлены в процессе подготовки книги.

Леонид Талочкин. «Завтра — см. вчера. Дневники»

М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024

За кропотливый труд по подготовке и комментированию уникального документа и бесценного свидетельства неофициальной художественной жизни 1960-х

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Талочкин Л. Завтра — см. вчера: Дневники. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 472 с.

В дневниках знаменитого коллекционера и архивариуса неофициального искусства Леонида Талочкина (1936–2002) московская богема 1960-х описывается со всей возможной откровенностью. Книга — часть совместного издательского проекта Государственной Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж». По словам автора-составителя и научного редактора книги Саши Обуховой, работа заняла семь лет. Всего опубликовано 27 дневниковых тетрадей, с 1963 по 1969 год. Тут можно найти летопись выставок нонконформистов в кафе и НИИ, представлен весь «иконостас» художников, андерграундных писателей и поэтов, хватает и забытых героев. Свидетельства богатой интеллектуальной жизни Леонида Талочкина, увлекавшегося и философией, и кино, и йогой, противоречат стереотипному представлению о скудости культурной повестки за «железным занавесом». Богатой была и его личная жизнь. Это еще и дневники плейбоя, честно описывающего свои романтические приключения, что придает книге особое обаяние и интерес.

«Личный вклад»

В 2024 году в регламент Премии The Art Newspaper Russia были внесены изменения. Теперь в номинации «Личный вклад» нет списка номинантов, сразу объявляется победитель, который стал известен одновременно с претендентами на премию в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года» и «Книга года».

Лауреат в номинации «Личный вклад» Василий Бычков

Основатель компании «Экспо-парк Выставочные проекты», организатор ярмарок в области культуры

За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства

Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia

Василий Бычков

Василий Бычков, киноактер в детстве и архитектор в молодые годы, сейчас главный человек в организации ярмарок искусства, архитектуры, «умных» книг. То, что родилось в 1990-е почти как авантюра, стало стержнем сегодняшнего российского рынка искусства. Четверть века он стоит у руля Российского антикварного салона и ярмарки современного искусства «Арт Москва», которые превратились в основы инфраструктуры российского арт-мира. Компания «Экспо-парк Выставочные проекты» провела Российский антикварный салон 50 раз (до недавнего времени он проходил дважды в год), ярмарку «Арт Москва» — 21 раз, ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction — 26 раз, Международную выставку архитектуры и дизайна «АРХ Москва» — 28 раз. Каждая из ярмарок-выставок сопровождается не только продажами, но и большой образовательной и некоммерческой программой. Василий Бычков более 20 лет был директором Центрального дома художника (ЦДХ) в Москве, вплоть до его упразднения в 2019 году, и многое сделал для того, чтобы это место сохраняло статус и энергию одного из главных центров художественной жизни столицы. Он является основателем и бессменным президентом Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров — единственного в своем роде профсоюза, который защищает интересы арт-сообщества, консультирует государственные организации, устраивает выставки. В 2025 году Василий Бычков станет куратором Международного фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» в Никола-Ленивце.

Генеральный партнер Премии The Art Newspaper Russia — Газпромбанк Private. Газпромбанк Private — это предложение современных финансовых решений и нефинансовых привилегий для самых взыскательных клиентов.

Меняются времена и условия, но банк неизменно остается для клиентов центром экспертизы по управлению благосостоянием семьи. На протяжении многих лет состоятельные клиенты банка играют важную роль в содействии развитию культуры и искусства, поддерживая культурные проекты и институции так же, как и сам Газпромбанк. Мы разделяем ценности наших клиентов, ведь искусство не только открывает путь к пониманию прошлого и сохранению наследия, но и создает прочную основу для преемственности традиций в будущем.

Ваши поиски, ваши открытия, стремление к победе и бесценный опыт — мы сохраним и приумножим для тех, кому вы решите это передать.

Газпромбанк Private. Объединяя поколения.

Партнер премии — отель Ararat Park Hayatt Moscow.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ