Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Андрей Закирзянов. Фото: Smalta Italian Design gallery
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
Национальная художественная галерея в Вашингтоне заказала художнику Андрею Закирзянову, который анимирует знаменитые картины, несколько видеороликов для рекламной кампании выставки «Париж-1874. Момент импрессионизма» (до 19 января), рассказывающей об истоках этого художественного течения через работы Клода Моне, Берты Моризо, Поля Сезанна и других. «Мы случайно набрели на аккаунт Закирзянова в Instagram (соцсеть принадлежит Meta, чья деятельность признана в России экстремистской и запрещена. — TANR), и его работы моментально захватили наше внимание, — рассказывает Сидни Майерс, старший менеджер по социальным сетям Национальной галереи. — Нас впечатлило, что ему удается оживлять картины, сохраняя при этом их живописную выразительность».
Андрей Закирзянов родился в 1969 году в Симферополе, учился и работал в Санкт-Петербурге, а ныне живет в Праге. Ряд его живописных работ находится в собрании петербургского Музея современного искусства «Эрарта». Помимо живописи, он занимается анимацией и графическим дизайном. В декабре 2023 года Закирзянов начал выкладывать в соцсети анимированные ролики на основе известных картин Винсента ван Гога, таких как «Едоки картофеля» (1885) и «Желтый дом» (1888). С тех пор публикации успели набрать миллионы просмотров, ими делились на своих страницах такие институции, как Музей ван Гога в Амстердаме и ЮНЕСКО.
Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Ван Гога. Фото: архив художника
Некоторые предполагают, что эти ролики сгенерированы при помощи нейросетей, но в действительности Закирзянов создает их вручную, используя традиционные программы для 3D-моделирования. «Искусственный интеллект генерирует новые элементы, которые убивают изначальную энергетику картины, — объясняет художник. — Я же во всех видео стараюсь сохранить оригинальную текстуру, мазки, движения кисти, контуры и очертания. Я стараюсь делать все движения и переходы едва уловимыми, потому что глубоко уважаю оригинальную задумку художника». В зависимости от сложности задачи на создание одного видео у Закирзянова может уйти месяц и даже больше. Ручная работа над видео позволяет ему привносить в них собственное художественное видение. В его анимированной версии «Ночной террасы кафе» (1888) ван Гога персонажи танцуют прямо на улице, а на стене одного из домов можно заметить шутливый намек на Бэнкси.
Национальная художественная галерея уже опубликовала два видео Закирзянова, созданных для выставки «Париж-1874. Момент импрессионизма». В одном из них анимирована картина Пьера-Огюста Ренуара «Пон-Нёф. Париж» (1872), на которой художник изобразил людей, кареты и повозки на самом старом мосту французской столицы, залитом лучами полуденного солнца. В своей видеоадаптации Закирзянов показывает панораму моста и крупный план нескольких персонажей, в том числе модницы в черном, укрывающейся от солнца зонтом. Позже музей выложил второе видео, на этот раз основанное на картине Эдуарда Мане «Железная дорога» (1873). Оно сфокусировано на лице женщины и спящем у нее на руках щенке. По словам Майерс, в аккаунте музея эти два видео собрали около 4,9 млн органических просмотров, сгенерировали почти 250 тыс. взаимодействий и принесли более 20 тыс. новых подписчиков.
Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Пьера-Огюста Ренуара. Фото: архив художника
Она рассказывает, что галерея заказала видео в рамках более широкой контент-стратегии, направленной на расширение сотрудничества с создателями онлайн-контента, которые «используют собственный творческий потенциал, чтобы знакомить публику с историей искусства при помощи новых технологий». В их числе художник Рино Стефано Тальяфьерро, создавший в 2022 году по заказу вашингтонского музея анимированные версии нескольких произведений искусства. Видео, в котором на «Натюрморте с цветами в алебастровой вазе и фруктами» (1783) Анны Валайе-Костер распускаются цветы, даже было удостоено премии Webby, присуждаемой за выдающиеся достижения в интернете. В 2023 году музей стал победителем сразу в четырех номинациях в области цифрового контента. «Национальная художественная галерея установила высокую планку инноваций и креативности в интернете, — отмечает генеральный директор Webby Awards Ник Боренштейн. — Эти награды служат свидетельством мастерства, изобретательности и проницательности тех, кто работает над ее контентом».
В то время как одни осуждают идею переосмысливать шедевры при помощи технологий, другие восхищаются результатом. Сидни Майерс считает, что такие видео делают изобразительное искусство более доступным. «Это дает нам возможность выйти к аудитории, которая, может, и не слышала о существовании Национальной галереи», — говорит она.
Источник: www.theartnewspaper.ru