Наскальные рисунки изменили представления об истории Пуэрто-Рико

0 206

Наскальные рисунки изменили представления об истории Пуэрто-Рико

Изображение, напоминающее льва, породило гипотезу о том, что в создании наскальных рисунков в Пуэрто-Рико участвовали порабощенные африканцы.

Фото: Angel Acosta-Colon

Новое исследование показало, что люди жили и создавали здесь искусство намного раньше, чем считалось. Вместе с тем появилась и гипотеза о том, что отдельные наскальные изображения могли сделать выходцы из Африки, доставленные сюда в качестве рабов

Революционное исследование древней наскальной живописи в Пуэрто-Рико сдвинуло датировку доколониальных культур архипелага. Анализ пиктограмм показал, что древнейшие из них были созданы между 740 и 400 годами до н.э. Это на много столетий раньше, чем предполагаемое время заселения региона коренными народами по версии испанских колонизаторов.

Археолог Рениэль Родригес Рамос и геофизик Анхель А.Акоста-Колон обследовали карстовые пещеры на Ла-Исла-Гранде, главном острове Пуэрто-Рико. Они собрали образцы пигментов с 61 пиктограммы, стремясь уточнить хронологию заселения этого региона человеком. «Хотя наскальное искусство Пуэрто-Рико и Карибского бассейна в целом задокументировано довольно хорошо, сколько-нибудь надежной информации о его хронологии до сих пор не было, — рассказывает Родригес Рамос. — Хронология основывалась на формальной типологии, то есть на том, как со временем менялся визуальный характер этих изображений. Но у нас было недостаточно информации, чтобы определить, к какому времени восходит та или иная традиция».

Прежде считалось, что самое раннее наскальное искусство в Пуэрто-Рико, включающее пиктограммы и петроглифы, относится к периоду после 600 года н.э. По словам Родригеса Рамоса, испанцы полагали, что народы группы таино — почти исчезнувшие после завоевания в 1493 году — прибыли на остров всего за 500–1000 лет до них.

Наскальные рисунки изменили представления об истории Пуэрто-Рико

Археолог Рениэль Родригес Рамос и геофизик Анхель А.Акоста-Колон обследовали карстовые пещеры на Ла-Исла-Гранде, главном острове Пуэрто-Рико.

Фото: Reniel Rodríguez Ramos/University of Puerto Rico at Utuado

«Долгое время исследователи исходили из того, что таино были единственной культурой, жившей здесь до вторжения испанцев, — объясняет Родригес Рамос. — Благодаря археологическим исследованиям мы смогли установить, что люди жили на острове за тысячи лет до их прибытия». Он добавляет, что новые данные «опровергают представление о том, что испанцы полностью уничтожили все аборигенное население острова», подтверждая другую антропологическую теорию: таино не вымерли, а смешались с представителями африканской и испаноязычной культур.

Исследователи установили, что традиция наскального искусства не прервалась с колонизацией Пуэрто-Рико. Самые поздние из проанализированных пиктограмм относятся к XVIII столетию. В числе наиболее выдающихся образцов — изображение XVI века, напоминающее льва. Согласно гипотезе рисунок мог создать человек, угнанный в рабство из Африки, где он видел льва собственными глазами. Однако Родригес Рамос объясняет, что это может быть не лев, а солярный символ, поскольку похожие изображения встречаются и в других частях Карибского бассейна. «Идея о том, что выходцы из Африки создавали здесь собственное наскальное искусство, заслуживает внимания, потому что нам известны подобные примеры на Виргинских островах, Кубе и Гаити», — добавляет он.

Другие рисунки изображают более характерную для Пуэрто-Рико фауну — электрических скатов, черепах и ящериц, а кроме того, встречаются антропоморфные элементы и изображения сверхъестественных сил. Археолог объясняет, что люди могли просто рисовать животных, которых видели вокруг, а могли использовать их как тотемные элементы, в которых изображали самих себя.

Наскальные рисунки изменили представления об истории Пуэрто-Рико

Пиктограммы создавались с использованием органических пигментов, и поэтому их проще датировать, чем другие виды наскального искусства.

Фото: Angel Acosta-Colon

Пиктограммы создавались с использованием органических пигментов, и поэтому их проще датировать, чем другие виды наскального искусства. Кроме того, для их изучения достаточно небольших образцов краски, что позволяет сохранить сами рисунки. Радиоуглеродную датировку пиктограмм с Ла-Исла-Гранде провели при помощи технологии ускорительной масс-спектрометрии (УМС). УМС еще с 1980-х годов используется для датировки пиктограмм по всему миру, но в Пуэрто-Рико ее впервые использовали лишь в 2016 году для определения возраста пиктограмм с острова Исла-де-Мона. Оказалось, что эти рисунки были созданы в XIII веке, что породило волну интереса к установлению возраста других наскальных рисунков в регионе.

Родригес Рамос и его коллеги изучили типологию наскального искусства на Ла-Исла-Гранде и отобрали для анализа ряд образцов пиктограмм, от более простых до более сложных изображений. В некоторых случаях похожие и расположенные неподалеку рисунки изучали, чтобы понять, были ли они созданы в одно время или же разными группами, приходившими в эти пещеры в разные века. «Мы обнаружили оба варианта, — рассказывает Рениэль Родригес Рамос. — В ряде случаев наблюдалось соответствие, в некоторых — рисунки складывались в своего рода палимпсест, когда одни изображения наносились поверх других. Например, у нас была одна группа, в которой самые ранние изображения датировались 500 годом до н.э., и на той же стене была фигура XVI века н.э. Люди приходили в эти места снова и снова». 

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.