Плащ маори из перьев попугая войдет в число главных экспонатов Пертского музея
Уникальный плащ народа маори из перьев зеленого попугая, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Привести в порядок и укрепить на прежних местах тысячи мелких перышек — задача для очень терпеливых, но реставраторы Британского музея с нею справились
Уникальный плащ народа маори XIX века из перьев зеленого попугая, вплетенных в вытканную из травы тканевую основу, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии, работы в котором обошлись в £27 млн.
Поскольку плащ имеет особое значение для потомков его создателей, представителей маори пригласили в Перт, чтобы они могли помолиться и спеть у него, прежде чем его бережно упаковали и отправили в Британский музей в Лондоне, где велись реставрационно-консервационные работы. В соцсетях создали специальную закрытую группу, чтобы в ней могли общаться представители обеих британских институций, новозеландского музея «Те Папа Тонгарева» и маори.
Предмет находится в пертской коллекции с середины XIX века и считается единственным полностью сохранившимся образцом «каху какапо» — плаща, сотканного с использованием перьев попугаев какапо. Подобные одеяния всегда были редкими и дорогими и создавались в качестве церемониальных — для людей, занимавших самое высокое общественное положение.
Какапо — самый крупный в мире вид попугаев.
Фото: Kimberley Collins Kākāpō at Dunedin Wildlife Hospital
Какапо — самый крупный в мире вид попугаев. Они ведут ночной образ жизни и не летают, добывая пищу и растя потомство на уровне земли — что способствовало почти полному их исчезновению. Маори ценили этих птиц и держали в качестве домашних питомцев, но, кроме того, употребляли их в пищу и охотились на них. Однако главной причиной резкого сокращения популяции стало прибытие из Европы инвазивных грызунов и собак. Сейчас в дикой природе какапо живут лишь на нескольких небольших островах, освобожденных от хищников.
Плащ приобрел Дэвид Рамзи, врач из Перта, который в 1823 году отправился в Австралию в качестве корабельного хирурга и так и не вернулся на родину, став преуспевающим фермером, торговцем и коллекционером австралийских и новозеландских древностей. В 1842 году он отправил каху какапо в составе большой коллекции предшественнику нынешнего музея — Обществу литераторов и антикваров Перта.
Марк Холл, заведующий коллекциями в Пертском музее, и реставратор Анна Цвагерман полагают, что плащ был создан в начале XIX века, после контактов с европейцами. Он состоит из тысяч маленьких зеленых перьев, которые полностью покрывают ткань из волокон новозеландских растений. Цвагерман рассказывает, что, впервые увидев его, она испугалась, что тот рассыплется у нее в руках.
Реставраторы Британского музея уделяли внимание каждому перышку.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Реставраторы Британского музея широко известны как специалисты по работе с перьями, и благодаря проекту «Партнерский обмен знаниями» Цвагерман получила возможность провести в Лондоне несколько недель, работая с ними. Тончайшие полоски и волокна тутовой бумаги выкрасили в нужный тон и укрепили ими стержни сломанных перьев и крошащиеся волокна. На это ушло более 100 часов работы с лупами и скальпелями.
Новое пространство Пертского музея откроется 30 мая. Бывшее здание мэрии преобразовали на средства из местного бюджета с привлечением £10 млн из региональной инвестиционной программы «Соглашение о городах региона реки Тей», совместно финансируемой правительствами Великобритании и Шотландии. Городское же собрание изобразительного искусства теперь полностью займет то здание, которое раньше оно делило с музеем, и будет переименовано в Пертскую художественную галерею.
Несмотря на уникальность плаща, никаких официальных реституционных требований не выдвигалось. Несколько лет назад Пертский музей вернул две татуированные человеческие головы, одна из которых также входила в собрание Рамзи, в новозеландский музей «Те Папа Тонгарева» в Веллингтоне, и с тех пор музеи регулярно поддерживают связь.
Плащ маори из перьев попугая после реставрации.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Куратор-консультант экспозиции и представительница маори Авина Тамарапа из Новой Зеландии отметила, что этот проект демонстрирует, как важно привлекать специалистов из числа потомков коренного населения. Кроме того, она выразила надежду, что однажды по договоренности о музейной аренде плащ снова побывает на родине.
Источник: www.theartnewspaper.ru