Почему парижские музеи штурмуют толпы

0 193

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Выставка We Are Here в Пти-пале, Париж. Фото: Petit Palais

Как показал музейный рейтинг, число посетителей в музеях столицы Франции заметно превысило прежние цифры. Однако для некоторых из них это оказалось проверкой на прочность и заставило задуматься о новых стратегиях приема зрителей

Парижские государственные музеи опубликовали ежегодную статистику посещаемости — цифры, которые вновь подтвердили их мировое значение. Но в ряде случаев показатели оказались чересчур впечатляющими. «8,7 млн в Лувре, 4,9 млн — в Орсе и Оранжери, 3,2 млн — в Центре Помпиду, — пишет один журналист. — Не лопнут ли от таких толп парижские музеи?»

Для директоров музеев французской столицы рост числа гостей — всегда повод радоваться и гордиться. «Миссия музея — просвещать, знакомить с коллекциями как можно больше людей, делиться своими шедеврами, — прямо говорит Сильвен Амик, возглавивший в апреле 2024 года Музеи Орсе и Оранжери. — Поэтому сама идея ограничения посещаемости противоречит нашей сути».

Однако всего через несколько недель после публикации отчета за 2024 год стало ясно, почему Лоранс де Кар, ставшая директором Лувра в 2021 году, так яро настаивает на введении дневного лимита билетов. В ее письме к министру культуры Рашиде Дати, которое просочилось в прессу и было опубликовано в Le Parisien, она открыто говорит о плачевном состоянии музея. По ее словам, посещение Лувра превратилось в «физическое испытание», а толкучка вокруг «Моны Лизы» (выставленной без поясняющих текстов, чтобы толпа проходила быстрее) ставит под вопрос саму миссию музея как общественного института.

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Музей Оранжери, зал Моне, Париж. Фото: Musée de l'Orangerie

Клер Бернарди, директор Музея Оранжери с 2022 года, признает, что проблема «чрезмерной посещаемости» — это «серьезный вопрос», который обсуждают все ее коллеги в Париже, но саму ее это не тревожит. Такого же мнения придерживаются руководители Гран-пале, Пти-пале и Музея Орсе. Все они сходятся во мнении, что Лувр — случай особый, а их общая задача — найти способ принять всех желающих, обеспечив им максимальный комфорт.

Начинается все с инфраструктуры. В Оранжери Клер Бернарди курирует реконструкцию. По ее словам, это «большой музей, запертый в маленьком здании». Реконструкция Музея Орсе (завершится в 2028 году) тоже, как подчеркивает Сильвен Амик, направлена «не просто на расширение, а на улучшение условий для посетителей». Посещаемость Орсе пора­зительно стабильна: как в 1986 году, когда музей открылся, так и сейчас он принимает в среднем 10–12 тыс. посетителей в день, с пиками до 19 тыс. «Пробки и толкучка в некоторых залах действительно могут сильно нервировать», — признает Амик. Учитывая максимальный лимит в 22 тыс. человек в день, сейчас задача музея — проанализировать потоки и улучшить посетительские маршруты.

Иногда улучшение инфраструктуры музея требует его полного закрытия. Гран-пале не работал с 2021 по 2024 год из-за серьезной реконструкции, результаты которой в итоге восхитили и архитекторов, и публику. Благодаря огромному холлу здание после реконструкции смогло удвоить вместимость, что позволит выставочному дворцу принимать международные мероприятия, включая ярмарку Art Basel.

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Гран-пале, Париж. Фото: Grand Palais

Второй приоритет — развеска экспонатов. У восьми полотен «Кувшинок» Клода Моне, которые висят в специально построенных для них овальных залах на нижнем этаже Оранжери, всегда собираются зрители — и это место постоянных пробок в музее. «Если число посетителей продолжит расти такими же темпами, как сегодня, — говорит Амик, — нам когда-нибудь придется подумать, как разгрузить эти залы».

Музей изящных искусств города Парижа во дворце Пти-пале завершил 2024 год с показателем в 1,5 млн посещений — самым высоким с момента его повторного открытия в 2005 году. Директор учреждения Анник Лемуан говорит, что такой рост — результат долгосрочной стратегии по диверсификации аудитории. Более 550 тыс. человек пришли на открывшуюся в прошлом году выставку уличного искусства «Мы здесь» (We Are Here), и многие из них побывали в этом музее впервые.

Фундаментальным остается вопрос финансирования музеев. Например, средства на реставрацию фресок Пти-пале, по словам Лемуан, предоставил щедрый меценат. Центр Помпиду этой осенью на пять лет закроется на реконструкцию, стоимость которой оценивается в €262 млн — эту сумму выделяет государство. В 2025 году центр временно займет часть Гран-пале, недавняя реставрация которого обошлась в €466 млн, из которых €288 млн (61%) были выделены правительством.

Президент Франции Эмманюэль Макрон, отвечая на призыв главы Лувра Лоранс де Кар, конечно же, подтвердил планы относительно реконструкции главного национального музея: проект он оценивает в €700–800 млн, но на него, как ранее сообщали несколько источников The Art Newspaper, может потребоваться до €1 млрд, что на 30% больше, чем стоило восстановление Нотр-Дама после пожара.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ