Покосившаяся земная ось Центрального телеграфа вправлена обратно

0 195

Покосившаяся земная ось Центрального телеграфа вправлена обратно

Циферблат часов с фасада Центрального телеграфа проходит «полный курс реабилитации». Фото: Евгений Овсянников

Реставрационные работы в знаменитом здании в центре Москвы продолжаются, и спектр их довольно разнообразен. В частности, для проведения самой хрупкой из процедур пришлось обратиться за помощью в Северную столицу

Здание Центрального телеграфа, построенное в 1925–1927 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга, — одно из самых запоминающихся на Тверской улице благодаря размеру, сложной угловой форме, уникальному оформлению фасадов и общему стилю. В отличие от большинства домов на этой магистрали, оно не принадлежит ни к ар-нуво, ни к изводам классицизма, став примером советского ар-деко (или «рационального модерна»).

В постсоветской России здание перестало выполнять свою главную функцию. Хотя на первом этаже и продолжала работать почта, остальные пространства сдавались в аренду под офисы, магазины, кафе. Сооружение постепенно приходило в упадок. Ситуация изменилась в 2019 году, когда оно оказалось в руках единого владельца (ООО «Центральный телеграф» приобрело доли, принадлежавшие ПАО «Ростелеком» и ДОМ.РФ). После этого девелопером проекта реставрации стала компания VOS’HOD, пригласившая для создания архитектурной концепции британское бюро Дэвида Чипперфилда. Процесс, как выражаются в компании, «ревитализации» (то есть реставрации промышленного здания с приспособлением к современному использованию и переосмыслением его функционального наполнения) планируется завершить к 2025 году.

Предполагается, что два нижних этажа займет торговый центр, выше расположатся элитные офисы. Запланированы рестораны, в том числе на последнем этаже — с видовой площадкой на Кремль. Будут и жилые помещения (кстати, до 1950-х годов здесь тоже были квартиры — для руководящих работников телеграфа) — около 30 апартаментов площадью от 112 до 387 кв. м с двусветными пространствами и видовыми террасами. Многоугольный внутренний двор откроют для горожан благодаря дополнительным входам, превратив его в новое общественное пространство с зеленым сквером, кафе и паблик-артом.

Покосившаяся земная ось Центрального телеграфа вправлена обратно

На восстановление отправлены декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников. Фото: Евгений Овсянников

Реставрационные работы пока только разворачиваются. Здание обладает статусом объекта культурного наследия, так что к сохранению его исторического облика, по словам застройщика, подходят бережно.

Явственнее всего процесс реставрации отражается на «лице» дома — его наружной отделке. На восстановление отправлены гигантский глобус и часы с колоколом, а также прочие декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников.

Витражный глобус был снят еще в конце 2023 года: конструкция высотой 2,6 м, в советские годы вращавшаяся, застыла в неподвижности — из-за смещения опорной площадки оси, коррозии каркаса и проблем с электромотором цепного привода. Часть стекол растрескалась, из-за чего внутрь попала вода. Перед демонтажем специалисты расчистили поверхность от застаревших следов клея, вынули стекла. Металлический каркас был разобран на пять частей, сняты центральный несущий вал и редуктор с электродвигателем.

Покосившаяся земная ось Центрального телеграфа вправлена обратно

Мастера занимаются изготовлением новых стекол для витражного глобуса, окрашенных по технологиям, которые можно уже назвать старинными. Фото: Евгений Овсянников

После этого все фрагменты отправились в Санкт-Петербург, в мастерскую ОАО «Специализированное строительное управление – 5» (на счету которой реставрация здания Биржи и сооружений усадьбы «Монрепо»). Здесь глобусом занялись вплотную. Все сохранившиеся части очищены и приведены в порядок, а утраченные воссозданы. В частности, мастера занимаются изготовлением новых стекол, окрашенных по технологиям, которые можно уже назвать старинными — 100 лет ведь прошло. Идет и разработка системы электрической подсветки глобуса, чтобы он снова сверкал над Тверской.

Другая символическая часть декора Центрального телеграфа расположена на противоположном, скошенном углу здания. Это большой циферблат с подсветкой, установленный под самой кровлей. Механизм предположительно был изготовлен в Германии на рубеже XIX–XX веков. На крыше помещен связанный с часами колокол, раньше отбивавший время. Колокол весом 425 кг тоже старше здания: он был отлит на колокольном заводе Николая Самгина до 1832 года (скорее всего, прежде он принадлежал какой-то московской церкви). В апреле этого года колокол был демонтирован и отправлен к тем же петербургским реставраторам, которые очищают его от краски, ржавчины, ликвидируют мелкие дефекты, покрывают антикоррозийным составом и патиной. Вернувшись, колокол опять будет отбивать каждый час. Интересно, понравится ли это жителям элитных апартаментов?

Покосившаяся земная ось Центрального телеграфа вправлена обратно

На восстановление отправлены декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников. Фото: Евгений Овсянников

Впрочем, Евгений Якубовский, заместитель генерального директора девелоперской компании VOS’HOD, говорит, что, по некоторым свидетельствам, звон колокола на здании Центрального телеграфа тоже максимально приглушили еще в середине XX века, так как раскатистыми звуками были недовольны жители соседних домов. «Для восстановления функции боя часов мы рассчитаем силу звука так, чтобы звон колокола не доставлял неудобств окружающим», — заверяет он.

С внутренним наполнением здания ситуация сложнее: требуется усиление надземной части, его железобетонных каркасов. Продолжаются работы по расширению подземного уровня, куда выведут инженерные системы, коммуникации, а также устроят паркинг, укрепив фундаменты и грунты. Во внутреннем дворе уже залита фундаментная плита. Несущую схему железобетонного каркаса из балок, колонн и перекрытий планируют оставить открытой в интерьере, чтобы сохранить стиль советской архитектуры. При этом добавят более двух десятков новых лифтов, как грузовых, так и пассажирских. 

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.