При Пинакотеке Брера наконец открылся музей современного искусства
Палаццо Читтерио, величественный особняк XVIII века, расположенный в двух сотнях метров от Пинакотеки Брера. Фото: ACPV ARCHITECTS
В Милане, в палаццо Читтерио, которое стало частью комплекса Grande Brera, выставлено около 200 образцов послевоенного и современного искусства, включая произведения Амедео Модильяни, Джорджо Моранди и Пабло Пикассо
Полвека потребовалось Милану для того, чтобы реализовать планы по открытию нового крупного музея современного искусства — он начинает работу в декабре. Палаццо Читтерио, величественный особняк XVIII века, расположенный в двух сотнях метров от Пинакотеки Брера, был торжественно открыт 7 декабря, в день Святого Амвросия, покровителя города.
Событие состоялось в рамках крупной инициативы Grande Brera — создания нового культурного кластера, сердцем которого станут палаццо Читтерио, Пинакотека Брера и Библиотека Брайденсе, которая, как и новый музей, находится в ведении Пинакотеки.
Власти стремятся, как рассказал The Art Newspaper директор Пинакотеки Брера Анджело Креспи, «создать в Милане большой музейный комплекс по образцу Флоренции и Рима в плане показателей посещаемости и доходности. Доходы Уффици во Флоренции в 2023 году составили €63 млн. Колизей в Риме заработал почти €100 млн. Тогда как Брера в том году — всего €5 млн».
Пинакотека Брера, благодаря своему собранию работ Караваджо, Тициана и Беллини, считается одним из важнейших музеев Италии. Теперь по одному билету посетители смогут увидеть еще 200 образцов послевоенного и современного искусства в палаццо Читтерио. Например, «Голову быка» (1942) Пабло Пикассо, натюрморт Джорджо Моранди 1919 года, «Риссу в галерее» (1910) Умберто Боччони и «Фьюману» (1898) Джузеппе Пеллиццы да Вольпедо, этюд к знаменитой картине художника «Четвертое сословие» (1901). Там также представлены работы Амедео Модильяни и Жоржа Брака.
Хотя основу коллекции в палаццо Читтерио составляют произведения, переданные в дар, в основном семьями Джеси и Витали в 1976 и 1984 годах, Пинакотека Брера продолжает пополнять собрание. По словам Креспи, в коллекции появились две картины Моранди, подаренные семьей Витали в этом году, а на очереди работы Марио Скифано и Артуро Мартини, которые сейчас в процесс выкупа музеем.
План создать музей в палаццо Читтерио родился еще в 1972 году, когда правительство приобрело здание по просьбе Франко Руссоли, тогдашнего директора пинакотеки. Фото: ACPV ARCHITECTS
По прогнозам Креспи, открытие музея современного искусства будет в течение следующих четырех лет способствовать развитию туризма в районе Брера. В 2023 году пинакотека привлекла 500 тыс. посетителей — музей в палаццо Читтерио, как ожидается, в следующем году добавит к ним еще 50 тыс.
Комплекс Grande Brera получил толчок к развитию в октябре, когда в рамках реорганизации Министерство культуры Италии передало в ведение Пинакотеки Брера «Тайную вечерю» (около 1495–1498) Леонардо да Винчи, расположенную в 2 км от музея. По словам Креспи, кураторство над этой знаменитой фреской, украшающей трапезную монастыря Санта-Мария делле Грацие, входящего в список всемирного наследия ЮНЕСКО, позволит увеличить общий доход музея до €10 млн, а число посетителей — до 1,5 млн человек.
План создать музей в палаццо Читтерио родился еще в 1972 году, когда правительство приобрело здание по просьбе Франко Руссоли, тогдашнего директора пинакотеки. Реконструкция, проведенная британским архитектором Джеймсом Стирлингом в 1980-х годах, долго откладывалась и в итоге была прекращена после его смерти в 1992-м. Очередная реставрация стоимостью €23 млн, завершенная в 2018 году, была признана не отвечающей требованиям из-за проблем с влагоустойчивостью.
В преддверии открытия палаццо Читтерио Анджело Креспи в сентябре представил новый восьмиугольный логотип Grande Brera, который также будет использоваться другими независимыми институциями, расположенными на территории палаццо Брера, включая Астрономическую обсерваторию Брера, Ботанический сад, Академию наук и литературы Ломбардского института, Академию Брера и Исторический архив Рикорди.
В интервью The Art Newspaper Креспи рассказал, что автономия, предоставленная музеям Италии в 2014 году Дарио Франческини, занимавшим в то время пост министра культуры, позволила учреждениям улучшить свое финансовое положение. «Благодаря реформе Франческини… Уффици смог стать одним из крупнейших музеев мира не только по объему коллекций, но и по доходам и количеству посетителей, — говорит он. — Раньше многие жаловались, что итальянские музеи в принципе не способны приносить такой же доход, как Лувр. Но это оказалось не так. Сегодня итальянские музеи прекрасно зарабатывают».
Источник: www.theartnewspaper.ru