Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
На ярмарке современного искусства |catalog|. Фото: Роман Коноваленко
Содержание:
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
Общий оборот арт-рынка — цифра, которая является главным показателем его благополучия. На зарубежном художественном рынке эта цифра и множество другой статистики публикуются ежегодно. Так, авторы самого уважаемого на рынке исследования Art Basel and UBS Art Market Report весной 2024-го оценивали итоги 2023 года в $65 млрд, что было на 4% меньше, чем в предыдущем году. Цифра за 2024 год (ее можно ожидать в марте) будет еще меньше: первое полугодие у крупнейших в мире аукционных домов, Sotheby’s и Christie’s, прошло очень слабо, и более удачное второе полугодие все равно не сможет сломать отрицательную динамику. Christie’s уже объявил итоги: дом провел через живые, онлайн и частные продажи произведений искусства и предметов на $5,7 млрд — «всего» на 6% меньше, чем в 2023 году, что подается как успех.
Российский рынок искусства обсчитать гораздо труднее, так как не все его участники готовы раскрывать статистику. Тем не менее некоторые из них, лидирующие в своих сегментах, рассказали нам об успехах.
Торгуйтесь и выигрывайте
Самая популярная платформа для проведения торгов у российских аукционных домов — Bidspirit. Ежедневно на ней проводят онлайн-торги десятки аукционов не только из России, но и из Великобритании, Индии, Италии и других стран, но русские преобладают. Всего на российском Bidspirit проводят торги около 220 площадок.
В 2022 году, когда международный рынок русского искусства был сломан (аукционные дома мира отказались от специализированных русских торгов), оборот аукционов на Bidspirit составлял более $88 млн (на 12% меньше, чем в предыдущем году, что объясняется, видимо, общей растерянностью). Как рассказал нам президент платформы Bidspirit Александр Кислевский, к концу 2024 года общая стоимость искусства, прошедшего через платформу, равняется примерно $112 млн. Это превышает сумму, которую в самые лучшие времена получали за год на русских торгах Sоtheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams все вместе.
Однако наиболее востребованной и результативной категорией в стране оказалась не живопись или предметы Фаберже и фарфор, а нумизматика; лидерство среди покупателей сохраняют мужчины старше 40 лет. Статистика Bidspirit говорит о том, что молодежь не интересуется классическим антиквариатом. И опять же, самый востребованный сегмент коллекционирования среди молодежи — нумизматика. Наиболее успешным на сегодняшний день нумизматическим аукционным домом, по данным платформы, является аукционный дом «Редкие монеты». Также статистика гласит, что увлечение фотографией как предметом коллекционирования — выбор женской половины аудитории.
Результаты совместного исследования «МегаФона» и Bidspirit говорят о том, что большинство покупателей на аукционах — москвичи (65%) и петербуржцы (25%). Топ сайтов аукционных домов с начала года, на которые пришлось больше всего интернет-трафика, возглавила одна из крупнейших площадок — «Литфонд», занимающийся книгами и предметами декоративно-прикладного искусства, он же стал лидером по приросту.
Нумизматика живет и молодеет
Лидер рынка нумизматики (по данным Bidspirit), аукционный дом «Редкие монеты» основан более десяти лет назад, однако в 2024 году отметил максимальный рост продаж — более 30% к результатам 2023 года.
«Рост рынка связан в первую очередь с увеличением интереса инвесторов к нумизматике, — объясняет Юлия Новикова, исполнительный директор аукционного дома «Редкие монеты». — Такая инвестиция не влечет увеличения налоговой нагрузки, не требует регистрации и особых условий или пространства для хранения, обладает высокой мобильностью. В этом году мы для удобства покупателей выделили инвестиционные монеты в отдельные аукционы со специальной сниженной комиссией. Пока в России это уникальный опыт. Мы рады, что нумизматика не только живет, но и молодеет».
Таким образом, к коллекционерам на поле нумизматики присоединяются инвесторы, что делает рынок очень емким. Всего дом в 2024 году провел 15 аукционов по нумизматике и 3 по бонистике, пропустив через торги 18,4 тыс. лотов.
«Рейхелевская» полтина, серебряная монета 1845 года с портретом императора Николая I авторства знаменитого художника-медальера Якова Рейхеля. Фото: Аукционный дом «Редкие монеты»
Среди самых дорогих монет уходящего года — «рейхелевская» полтина, серебряная монета 1845 года с портретом императора Николая I авторства знаменитого художника-медальера Якова Рейхеля. Она была выставлена за 150 млн руб. Еще одна знаковая монета для русской нумизматики — «сестрорецкий» рубль (медная плата весом более 1 кг, датированная 1771 годом) — была продана на осеннем очном аукционе за 9 млн руб.
Весь год фиксировался интерес к античным монетам, но, как считают в аукционном доме, пока говорить об устойчивой динамике рано: тема сложная, много подделок, также влияет и оторванность от мирового нумизматического рынка.
Книга — лучший подарок
Аукцион «Литфонд» возник как букинистический, но сейчас значительно расширил количество категорий. Всего в 2024-м на торги им были выставлены невероятные 30 тыс. лотов — на 10% больше, чем в предыдущем году. Из этого объема около 60% заняли книги, автографы, фотографии, плакаты, географические карты; 30% — живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства; 10% — остальное. В 2024 году «Литфонд» провел 136 торгов, что на 40% больше, чем в 2022-м. «Прогнозируемый оборот аукционного дома „Литфонд“ за 2024 год составил около 1 млрд руб., — рассказал нам глава аукционного дома Сергей Бурмистров. — Такой рост объясняется тем, что за означенный период дом открыл представительство в Санкт-Петербурге, начал проводить торги в Екатеринбурге, Краснодаре и Красноярске. Также появились новые направления деятельности, такие как, например, фалеристика».
Зинаида Серебрякова. «Негр из Марокко». 1932. Фото: Литфонд
Среди самых дорогих продаж у «Литфонда» в этом году — знак ордена Святого Георгия I степени (Россия, мастерская Юлиуса Кейбеля (?), 1869), который ушел за 12 млн руб.; «Апостол» (1574) печатника Ивана Федорова, проданный за 8 млн руб.; пастель «Негр из Марокко» Зинаиды Серебряковой, нашедшая нового владельца за 17 млн руб.
Айвазовский по-прежнему в топе
О том, что его годовой оборот превысил 1 млрд руб., российский Аукционный холдинг сообщил уже в начале декабря; декабрьские торги принесли еще 300 млн руб. Холдинг был основан всего год назад, в альянс вошли Московский аукционный дом, Аукционный дом Клуба коллекционеров графики и Петербургский аукционный дом. За год к ним добавились Петербургский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и «Петербургский нумизмат». Крупнейшие продажи холдингу обеспечивает Московский аукционный дом, специализирующийся на искусстве в высоком ценовом сегменте. В частности, картина «Девушка в сосновом бору» (1889) Ивана Шишкина ушла с молотка за впечатляющие 85 млн руб.
Ажиотаж покупателей Московского аукционного дома традиционно вызывали произведения главного русского мариниста Ивана Айвазовского. Например, полотно «Доставка провианта на французский корабль из Искья-Порто» (1888) было приобретено на аукционе за 80 млн руб., а «Галатская башня в лунном свете» ушла за 130 млн руб. (известен ее провенанс: картина размером 52 на 80 см была приобретена в 2012 году на торгах Sotheby’s в Лондоне за $1,3 млн).
Иван Айвазовский. «Галатская башня в лунном свете». 1845. Фото: Московский аукционный дом
По словам сооснователя холдинга Александра Попова, успех базируется не только на отсутствии западной конкуренции, но и на хорошем знании своего покупателя. «Среднестатистические клиенты — это молодые образованные люди в возрасте от 35 до 45 лет. Это топ-менеджеры и предприниматели, чьи активы составляют $10–50 млн. Есть и клиенты, которые входят в список богатейших людей России».
Владетель рынка современного искусства
Однозначным лидером аукционной торговли современным искусством является Vladey. Детище Владимира Овчаренко продает много и дорого. В 2024 году аукционный дом провел 25 торгов в разных ценовых категориях — от «Все по 100» до крупных коллекционных. Самый дорогой лот у Vladey — картина Олега Целкова «Ребенок с шариком» (1988): продана за €578,5 тыс. Работа Виктора Цоя 1980 года ушла за €77 тыс., «Штурвал» (2000) Георгия Гурьянова — за €75 тыс.
Виктор Цой. «Без названия». 1980. Фото: Аукционный дом Vladey
Сейчас у Vladey появился потенциальный конкурент — «АукциON», основанный Ольгой Поповой, искусствоведом, куратором, совладельцем онлайн-галереи Artzip и партнером галереи pop/off/art. «АукциON» планирует проводить десять торгов в год. В декабре 2024 года успешно прошли первые. Самым дорогим лотом на них стала картина «Сосны» Эрика Булатова: цена продажи составила €35 тыс.
Ярмарки привлекают посетителей и стимулируют продажи
Антикварный рынок в России всегда был очень закрытым, и об успехе 50-го Российского антикварного салона можно судить только по количеству посетителей (41 тыс.) и галерей (их было 191).
Ярмарки современного искусства гораздо более открыты. 12-ю Cosmoscow, несмотря на то что проходила она в необычном месте, в «Тимирязев Центре», посетили рекордные 50 тыс. человек. Отчиталась ярмарка и о продажах. В топ самых дорогих произведений искусства, проданных на Cosmoscow в 2024 году, попали работы Александра Косолапова за 7,4 млн руб. (Syntax Gallery), Сергея Шеховцова за 4,5 млн руб. (Elohovskiy Gallery), «Ноты» Ольги Чернышевой за 4 млн руб. (Iragui Gallery), «Над Москвой» Ольги Солдатовой за 3,6 млн руб. (Atelier Choutko), гобелен Елены Поповой за 2 млн руб. (Artwin Gallery). Ярмарка blazar, спутник Cosmoscow, предлагает бюджетное искусство и неизменно вызывает ажиотаж вокруг недорогих работ совсем молодых художников.
Стенд года — галерея Jessica — на ярмарке современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow
Еще более триумфальными выглядят результаты ярмарки современного искусства |catalog|, которая прошла в декабре всего лишь в третий раз, однако отчиталась отлично. За три дня было заключено свыше 1 тыс. сделок, некоторые галереи закрыли по более чем 40 сделок и несколько раз сменили экспозиции на стендах. Галеристы отмечают большой процент новых покупателей и увеличение среднего чека продаж. Стоимость работ на ярмарке в большинстве случаев была указана прямо на этикетке, она стартовала с 30 тыс. руб. и достигала 10,5 млн руб.
Куда расти
Тут, как несложно догадаться, можно задать два направления: вширь и вглубь.
Рост раздела классической живописи ограничен предложением. «Причиной значительного отставания категории живописи и ДПИ является тот факт, что основная масса работ востребованных для коллекционирования художников ввозилась до недавнего времени после покупок на зарубежных аукционах. Ввиду прекращения русских торгов европейскими аукционными домами и из-за создавшейся геополитической ситуации ввоз предметов заметно сократился, — говорит Александр Кислевский из Bidspirit. — И хотя открылись внутренние закрома, хранившие с 2000-х много достойного, к концу 2024 года становится понятно, что внутренний рынок антикварного искусства истощен». При этом если находится шедевр, находится на него и покупатель.
В области нумизматики, где основное содержание составляют раритеты российского монетного дела, рост возможен: и за счет предложения, и за счет привлечения новых клиентов — «инвесторов». «Рост емкости рынка мы оцениваем примерно в 15–20%», — говорит Юлия Новикова.
Не стоит забывать о российских регионах. Благодаря онлайн-торгам и трансляциям, участвовать в аукционах можно из любой точки страны. Кроме того, в последние два года уже дважды с успехом прошла новая крупная региональная ярмарка — «Контур» в Нижнем Новгороде. А этим летом дебютировала первая сибирская ярмарка современного искусства — SCAN Fair в Красноярске.
В области современного искусства недостатка с продуктом нет, растут новые покупатели. Но потенциал тут не исчерпывается Россией. Ключевым событием публичной программы ярмарки |catalog| стала презентация арт-рынков Китая и Ирана «Международные рынки: курс на Восток», в которой приняли участие Гуаньюй Чжан, арт-директор Центра современного искусства № 9, что на Тверском бульваре, и Масуд Ахмадванд, глава культурного представительства при посольстве Ирана в России.
Особенно привлекательным выглядит сейчас Китай, второй по объему рынок искусства в мире: и с точки зрения традиционной открытости русскому искусству, и согласно современным политическим трендам. Количество обладателей крупного капитала там уверенно растет (третий год подряд), но доля импорта и экспорта предметов искусства в материковом Китае остается относительно небольшой. В стране много крупных аукционных домов (всего их около 700!) и ярмарок, однако и они занимаются в основном своим искусством. Желающим попробовать силы на китайском рынке Гуаньюй Чжан предложил приходить к нему за советом.
Источник: www.theartnewspaper.ru