Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти

0 255

Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти

Эдвард Мунк. «Кете и Хьюго Перлз». 1913. Фото: Munchmuseet

На лондонской выставке портретов вырисовывается неожиданный образ автора. Оказывается, Мунк был окружен друзьями, партнерами, меценатами, которые вдохновляли и поддерживали его на протяжении всей жизни

Эдвард Мунк — это не только трагические экспрессионистические работы, полные скорби, одиночества, отчаяния. Художник писал и другие произведения, в частности портреты членов семьи, друзей и покровителей. Выставка в Национальной портретной галерее в Лондоне посвящена именно им и рассказывает о семейной жизни художника и времени, проведенном в богемных кругах Кристиании (современного Осло), Парижа и Берлина, а также о его пребывании в Германии и последних годах жизни после возвращения в Норвегию.

Мунк потерял мать и старшую сестру, умерших от туберкулеза, еще до того, как всерьез занялся живописью. Его ранние портреты — это мрачные, натуралистические фигуры, такие как тетя Карен, одетая в черное, с опущенными глазами. «Вечер» (1888) изображает другую сестру, Лору, смотрящую на поросшее травой поле, и свидетельствует о поисках художником собственного стиля. «В картине заметно знакомство с французскими мастерами и намек на влияние японского искусства, фигура Лоры сдвинута в сторону, — говорит куратор Элисон Смит. — Ее пустой взгляд, устремленный за пределы картины, предвосхищает „Меланхолию“».

Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти

Эдвард Мунк. «Автопортрет». 1882– 1883. Фото: Fredrik Birkelund / Oslo Museum

Главной темой выставки стала способность Мунка, по его собственным словам, видеть «за маской каждого». Например, похотливый, снисходительный вид, который он придал на портрете 1885 года художнику Карлу Йенсену-Хьеллю, вызвал возмущение современников. Портрет могущественного промышленника Вальтера Ратенау — драматическое вертикальное полотно 1907 года, на котором доминирует внушительная фигура в блестящих ботинках и с сигарой в руке, — удивил даже саму модель. «Ужасный тип, не так ли? — якобы сказал Ратенау. — Вот что получаешь, когда твой портрет пишет гений: ты выглядишь более похожим на себя, чем есть на самом деле». Иногда Мунк зашифровывал в портретах дополнительные смыслы, которые ускользают от нас. Например, на портрете 1892 года «Адвокат Тор Люткен» на рукаве модели изображен скрытый пейзаж с двумя обнимающимися фигурами.

От богемного Ханса Йегера до психиатра Даниеля Якобсона — в экспозиции представлены люди, которые не только финансировали творчество художника, но и вдохновляли его, помогали и дружили с ним. В итоге выставка показывает Эдварда Мунка как человека, который на самом деле не был одинок, а поддерживал связи вплоть до преклонных лет, считает куратор.

Национальная портретная галерея
«Портреты Эдварда Мунка»
До 15 июня

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ