Эдвард Мунк приглашает к столу. Операционному
Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка. Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Название выставки Lifeblood в Музее Мунка в Осло можно перевести по-разному. Как известно, этим словом художник называл свое творчество в целом. Однако здесь есть и другой аспект, чисто медицинский
Эдвард Мунк всю жизнь боялся легочных, психических и венерических заболеваний и много времени проводил в лечебных учреждениях и санаториях. Камертоном выставки стала картина «На операционном столе» (1902–1903) с обнаженным телом, фигурой медсестры и ярким пятном крови на первом плане. Толчком к ее созданию, вероятно, послужила история с пальцем художника, простреленным после бурного расставания с невестой, Туллой Ларсен. Рядом с картиной — рентгеновский снимок кисти руки Мунка с застрявшей пулей. Тот же прием использован не раз. Так, около «Автопортрета после испанки» (1919) показан кислородный аппарат (очень передовой для того времени).
Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка. Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Отец и брат художника были врачами, и в 12 лет он уже рисовал акварелью натюрморты с лекарствами. Вокруг него было много смертей: сестра Софи, мать, потом брат. «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами, которые стояли у моей колыбели», — писал Мунк. Он изображал больных и мертвых детей, полуобнаженных пациентов больниц, свою сестру Лору, которая провела годы в психиатрической клинике, друга, профессора анатомии Кристиана Шрайнера, и скелеты.
Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка. Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Последних на картинах особенно много, а кураторы выставки добавили к ним человеческий скелет анонимного ровесника Мунка, банки с мокротой и деревянный детский инкубатор.
Музей Мунка
«Lifeblood. Эдвард Мунк»
До 21 сентября
Источник: www.theartnewspaper.ru