Геометрия женской дружбы: Варвара Степанова и ее компания в Пушкинском музее
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в ГМИИ им. им. А.С.Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее проходит выставка «Подруги», посвященная Варваре Степановой и ее соратницам-авангардисткам
Афишей выставки «Подруги» остроумно выбрана работа Варвары Степановой 1919 года с изображением шести условных человеческих фигур, выступающих сплоченно, как в колонне на параде. В двух из этих фигур можно опознать женщин, другие вместо половых признаков несут на себе круги, треугольники и квадраты. Это произведение символично открывает и экспозицию, приуроченную к 130-летию ВАРСТ (как подписывалась Варвара Степанова) и посвященную творческому сообществу русских авангардисток, свершивших за два десятилетия (1910–1930-е) не одну, а сразу несколько революций в искусстве. Сначала в живописи, а потом в театре, дизайне одежды, оформлении книг, кино и рекламе. Об этих этапах и рассказывает выставка.
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в ГМИИ им. им. А.С.Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Одна из упомянутых революций связана с образом и ролью женщины. Многих, возможно, поразит помещенный в аванзале автопортрет Варвары Степановой 1920 года в виде геометрического монстра. Даже сегодня такое обращение со своей внешностью кажется радикальным. К нему есть столь же беспощадный к натуре, с черной дырой во лбу, парный автопортрет ее мужа Александра Родченко. Но такая подача вполне объяснима: знаменитый творческий союз мыслил себя не просто художниками, но инженерами, конструкторами нового мира и нового человека, и начинали они с себя. Важную роль в экспозиции играет отсылка к выставке 1921 года «5 × 5 = 25», ставшей манифестом конструктивизма.
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в ГМИИ им. им. А.С.Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
В центре выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина история Степановой и трех ее подруг-художниц, чьи искания нового языка шли параллельно: Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. Жизнь двоих — Поповой и Розановой — оборвалась рано, когда им было немного за 30. На выставке есть номер журнала «ЛЕФ», полностью посвященный памяти Любови Поповой, со статьей Осипа Брика, где первые главки названы «Человек» и «Товарищ». Экстер покинула СССР в 1930-м и сделала международную карьеру. Сама Варвара Степанова осталась с мужем в России и дожила до эпохи оттепели и тех времен, когда их с Александром Родченко открытия — не в живописи, нет, но в сфере полиграфии — стали чуть ли не рутиной советской «оформиловки».
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в ГМИИ им. им. А.С.Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Им повезло с наследниками. Семья передала в дар ГМИИ огромную коллекцию произведений и личных вещей, которую можно было видеть на большой выставке десять лет назад, в 2014-м. Внук, Александр Лаврентьев, сделал очень много для пропаганды их творчества и выступил одним из кураторов нынешней выставки вместе с Александрой Даниловой и Алексеем Савиновым. Помимо коллекции самого ГМИИ, экспонаты предоставили многие российские музеи и частные коллекционеры.
Цитата Александра Данилова Заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С.Пушкина, сокуратор выставки «Подруги»
Мы хотели обратить внимание на Варвару Степанову как самостоятельного мастера, отдельно от Александра Родченко. Рассказывая о Степановой, хотелось погрузиться в ее круг, в материалы, оставшиеся в ее мастерской, архивы и фотографии. Так родилась идея выставки «Подруги». На выставке есть вещи, которые никогда не показывались.
Это прежде всего документы, связанные с Ольгой Розановой, и, в частности, ее рукопись «Кубизм, футуризм и супрематизм», а также ее удостоверение, выданное и подписанное Владимиром Татлиным.
Наша выставка показывает, что тема авангарда не исчерпана до конца. Мы назвали ее «Подруги», а не «Амазонки русского авангарда», пытаясь подчеркнуть человеческое измерение и тесные взаимоотношения, которые существовали между художницами.
Также важно отметить появление на выставке таких неизученных фигур, как Анастасия Ахтырко, сестры Чичаговы, Эсфирь Шуб. И даже Вера Мухина у нас появляется как модельер, а не скульптор.
Еще…
Не будет преувеличением сказать, что Варвара Степанова оказалась в тени мужа. До эпохальной международной выставки «Амазонки русского авангарда», состоявшейся больше 20 лет назад (где среди шести героинь была и Степанова), роль женщин в этом прорыве недооценивалась. За это время ситуация изменилась, и сегодня кажется, что мы уже все знаем о русском авангарде. Но это далеко не так. После множества больших выставок, где всё «скопом», настал момент разобраться в деталях и аспектах.
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в ГМИИ им. им. А.С.Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Можно упомянуть и две недавние выставки, в «ГЭС-2» и Русском музее, посвященные Ольге Розановой, и выставки Музея Москвы, начиная с «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Тканей Москвы» до недавно прошедшей «Москвички», где подробно рассматривается роль женщин в сфере дизайна и легкой промышленности. Нельзя не вспомнить и состоявшуюся в ГМИИ несколько лет назад выставку «Музы Монпарнаса», где было немало имен художниц из России, учившихся в Париже. Тем ценнее замысел «Подруг»: под таким ракурсом женский вклад в русский авангард еще не рассматривался.
Как выясняется, Варвара Степанова была движком, что называется душой компании, вовлекавшей в свою творческую орбиту массу других художниц. Приятно, что цитаты из ее дневника вынесены прямо на стены залов. Например, «у Экстер шикарный номер в гостинице, ее безделушки, сама эксцентричная, все время курит, фрукты, пирожные». Жаль, что таких цитат «из жизни» мало, больше манифестов о новом искусстве.
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в ГМИИ им. им. А.С.Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Кроме основных четырех героинь на выставке можно найти работы и Веры Мухиной (она делала эскизы платьев и сумочек), и знаменитого модельера Надежды Ламановой, и жены Эйзенштейна режиссера Эсфири Шуб (ее пятиминутный ролик о жизни Нью-Йорка завораживает и сегодня). Помимо этих имен, выставка радует и малоизвестными. Так, привлекают внимание работы Анастасии Ахтырко (1902–1968), представительницы уже следующего поколения, Степанова была ее учителем во ВХУТЕМАСе. Это и живопись, и, например, гравюры с шаржами-частушками на профессоров вроде такой: «У тебя от линий, Надя, перекошен весь кубизм, пикассиную натуру погубил конструктивизм» (адресовано Надежде Удальцовой).
Но, конечно, главная приманка выставки — не столько картины, документы и графика в витринах, сколько воссозданная по эскизам и чертежам одежда дизайна Степановой, Экстер, Ламановой, Розановой. Это и костюмы к спектаклям (например, «Смерть Тарелкина»), и наряды для обычных женщин, которые художницы внедряли в быт. Надетые на манекены, сегодня они поражают своей актуальностью, смелостью и нестареющей авангардностью. Такая сугубо «женская» линия, еще недавно казавшаяся маргинальной, сегодня становится центральной.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Подруги. К юбилею Варвары Степановой»
До 20 октября
Источник: www.theartnewspaper.ru