Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

0 172

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Вази Джузеппе. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Содержание:

На выставке «Три времени Рима» в гравюрах и рисунках XVI–XVIII веков предстает процесс последовательного становления современного облика Рима как самого большого целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, архитекторов и инженеров

Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина «Три времени Рима» посвящена Вечному городу, который соединил в едином ансамбле памятники разных эпох. Исторические гравюры и рисунки художников XVI–XVIII веков, запечатлевших изменения и развитие архитектурного ландшафта Первого Рима, дают возможность не избалованным визуальной связью времен жителям Третьего Рима прикоснуться к истокам градостроения. Вместе с художниками прошлого зритель увидит процесс творения самого большого на планете Земля целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, строителей и инженеров.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Античность, Возрождение, барокко

Экспозиция «Три времени Рима» охватывает примерно три века — от Ренессанса и эпохи барокко до периода классицизма, но архитектурная история Вечного города, разворачивающаяся перед нами в гравюре, рисунках и живописи, уходит во времена империи Траяна и Адриана, времена величия и могущества Древнего Рима.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Средние века бывшая имперская столица лежала в руинах, ее население, по разным оценкам, не превосходило и двух десятков тысяч горожан, теснившихся в низине Марсового поля на площади, занимавшей не более шестой части античной территории города. Возрождение Рима начинается с XVI века, когда римские папы попытались вернуть ему величие, достойное времен цезарей и императоров. Длинные прямые улицы, предназначенные для потоков паломников и торжественных шествий, соединили семь главных святынь Рима. По велению понтификов архитекторы и строители реконструировали акведуки, а перед фасадами соборов и дворцов в качестве ориентиров для путников поставили древние обелиски. На триумфальные колонны императоров воздвигли статуи христианских святых.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Алессандро Спекки. Вид и перспектива современного римского Капитолия, с теми зданиями и украшениями, что на нем сейчас находятся. 1692.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской резиденцией и цитаделью, замком Святого Ангела, украсила фигура архангела Михаила. Славу древнего города восстанавливали масштабные стройки: спроектированный Микеланджело ансамбль Капитолийской площади и грандиозный собор Святого Петра, над которым несколько поколений архитекторов трудились на протяжении 120 лет. Так постепенно формировалось стилистическое единство древности и современности, достигшее совершенства в XVII веке в великолепных барочных ансамблях Бернини и Борромини.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Все это время десятки художников из разных стран Европы стремились в Рим за вдохновением и красотой. Для одних это было средоточие античных памятников, для других — сердце католического мира, для третьих — торжество современной архитектуры и урбанистики. Тиражные изображения папского Рима были повсеместно популярны и пользовались повальным спросом. Благодаря этому сегодня мы можем проследить историю городской трансформации как в покадровой съемке — от меланхолических пейзажей с грандиозными античными руинами, пещерами и гротами до триумфального расцвета городского барокко в диалектическом единстве с античностью на гравюрах Джованни Баттиста Пиранези, которые стали главным портретом города и венцом многовековой римской ведуты.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Пиранези Джованни Баттиста. Пьяцца ди Монте Кавалло. 1750.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Строгий и академичный блокбастер

Выставка «Три времени Рима» — первый кураторский проект нового директора ГМИИ им. А.С.Пушкина Елизаветы Лихачевой в этом музее. Основой экспозиции является собрание петербургского архитектора Максима Атаянца. Архитектурная графика XV–XVIII веков из его коллекции дополнена гравюрами и рисунками из фондов музея, а также живописными видами Рима XVIII века из собраний Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Историческая гравюра, изображающая планы города, отдельные здания, ландшафты и руины, естественно дополняется подлинными античными экспонатами, мрамором и бронзой из фондов ГМИИ. «Для нас было важно создать неуловимое ощущение вечного города Рима. Мы хотели показать именно историю развития архитектуры Рима, эволюцию структуры города как организма», — рассказывает куратор выставки Елизавета Лихачева.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Палаццо-конструктивизмо

В непосредственной близости от ГМИИ им. А.С.Пушкина, в Крестовоздвиженском переулке, компания MR Group, спонсор выставки, перестраивает по проекту знаменитого итальянского архитектора Марко Казамонти «фамильный дом с итальянским характером и русской душой». Подлинное украшение соцгорода и конструктивистский дворец, достойный цезарей и пап, со всеми мыслимыми удобствами и секретным внутренним садом для земных трудов и наслаждений властелинов Третьего Рима. Вдали от всех, в центре великого города.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Три времени Рима»
18 июня – 15 сентября

Реклама
ГМИИ Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
ИНН 7704018416
ID: 1269975
ERID LjN8KPBy6

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.