Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

0 104

Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского».

Фото: Не Галерея

Есть ли современное искусство в Орле? И если есть, то нужно ли оно кому-то в самом городе и за его пределами? Выставка в «Фабрике» — интересный результат экспедиции куратора Ирины Семкиной в Орел — город, почти не освоенный современным искусством

Выставка «Орловский авангард», для которой свои залы предоставил Центр творческих индустрий «Фабрика», завершает собой большое исследование, проведенное в Орле куратором Ириной Сёмкиной. Она решила экспериментально ответить на вопрос, «есть ли место современному искусству в музее». В Москве будет показана тотальная инсталляция из работ художников, которые были обнаружены в ходе исследования. Ее дополняет документальный архив по изучению художественной среды, собранный куратором.

Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» – вышивка по текстилю.

Фото: Не Галерея

Орел был выбран как пример города, никак не освоенного современным искусством — как минимум с первого взгляда. Ирина Сёмкина организовала там временную площадку под названием «НеГалерея», пригласила художников «не реалистического» направления и провела ряд выставок. Она работала абсолютно со всеми, используя традиционные музейные методы, и параллельно читала лекции для зрителей, проводила опросы, а также пыталась коммуницировать с художественными институциями традиционного направления.

По результатам этой работы можно написать социальный роман, в котором будут и реакция местного Союза художников на появление «конкурентов», и нежелание актуальных художников, в свое время вырвавшихся из Орла, ассоциироваться с этим городом, и, наконец, отношение зрителей, оказавшихся самыми что ни на есть благодарными.

Они, по результатам опроса, готовы поддержать создание в городе музея современного искусства — даже те, кто ставил галочку в клетке «современное искусство — пока не мое». За четыре месяца работы «НеГалереи» через нее прошло 3 тыс. человек, а самым востребованным направлением было образовательное — лекции, посвященные авангардному искусству ХХ века.

Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.

Фото: Не Галерея

Из 25 художников, с которыми Сёмкина работала в Орле, на московской выставке покажут полтора десятка. «Работы демонстрируют огромное различие в техниках, — рассказывает куратор, — и даже выбор медиумов нередко оказывается результатом взаимодействия актуальных художников с местным „музейным“ контекстом. Кто-то работает с керамикой, чтобы избежать конфронтации с „традиционной живописью“. Кто-то уходит в текстиль, кто-то делает огромные инсталляции из картона». На выставке будет саунд-арт и видео-арт, а еще много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.

Смогут ли они — и другие современные художники из Орла — еще когда-нибудь увидеть свои работы на больших музейных выставках или им место сугубо в андерграунде? «Мы никак не перешагнем этот порог лояльности к актуальному, мы заложники застывших стереотипов восприятия современного искусства», — к такому выводу приходит Ирина Сёмкина по итогам эксперимента. Вывод невеселый, соглашаться с ним или нет — на этот вопрос сразу и не ответишь, но «Орловский авангард» по крайней мере дает посетителям интересную почву для размышлений.

В параллельной программе выставки пройдут дискуссии о формате кураторских экспедиций как способе изучения регионального художественного ресурса, о роли куратора «в стерильном художественном ландшафте» и о формировании аудитории современного искусства.  

Центр творческих индустрий «Фабрика»
«Орловский авангард»
17 мая – 30 июня

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.