Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

0 121

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.

Фото: Государственный исторический музей

Новый проект рассказывает о том, что каждый из нас по-своему кочевник, хотя бы через прапрабабушку, и демонстрирует все многообразие народов Великой степи во времена войны и мира с помощью археологических артефактов и произведений современных авторов

Термин «Дикое поле», ставший частью названия выставки в ГИМ, в исторической науке характеризует конкретную географическую территорию Северного Причерноморья. Между Днестром и Доном оседлые славянские народы веками схлестывались с кочевниками. Однако охват проекта гораздо шире. На самом деле тема — вся Великая степь, простирающаяся практически до Тихого океана. «Слово „дикое“ мы включили в название, чтобы подчеркнуть остроту взаимоотношений между этими двумя мирами, кочевников и оседлого населения», — рассказала нам искусствовед Залина Тетермазова, куратор выставки.

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.

Фото: Государственный исторический музей

Образ всадников, как гроза налетавших на древнерусские города, настолько въелся в память и подпитывается школьным образованием, что от выставки о кочевниках ожидаешь именно рассказа об их воинственности. Однако, несмотря на эту подсознательную славянскую травму, никто не спорит с тем, что в итоге кочевники были побеждены и ассимилированы и теперь до Тихого океана простирается Российская Федерация. Рассказывать о ее этническом разнообразии и древнем наследии — один из трендов современной государственной музейной политики. Выставка находит верную интонацию: она не столько о набегах, сколько о повсе­дневном взаимодействии России и кочевников, которые в той или иной степени были предками многих из нас.

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.

Фото: Государственный исторический музей

А ведь этих кочевников было так много, и они такие разные: скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы. Волнами накатывались они на евразийские земли. И некоторые исчезали, словно пена. Поэтому полноценно рассказывать о них тяжело из-за дефицита подлинных памятников. По словам археолога Натальи Шишлиной, другого куратора проекта, именно по этой причине экспозиция получилась сложной, составной, многоголосной.

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.

Фото: Государственный исторический музей

Первая группа экспонатов — свидетельства, которые оставили о кочевниках их соседи (порой очень испуганные), оседлые народы с развитой письменностью. Это документы и изображения — классический исторический нарратив. Вторая группа — более этнографический раздел, в нем подлинные предметы представленных наций. Это находки археологов. Самые древние — III тыс. до н.э., а самые крупные — «половецкие бабы», каменные идолы. Здесь же — подлинные предметы быта кочевников, правда, в основном поздние. В одном из залов раскинется настоящая юрта (начало ХХ века). Из музейных фондов достанут халат из китайского шелка рубежа XIII–XIV веков. Впервые представлен женский головной убор «бокка», найденный при раскопках в селе Ремонтное, — реставраторы музея сотворили с ним настоящее чудо. Золото скифов и сарматов поступило из музеев Азова и Ростова-на-Дону. Отдельно отметим серебряную пайцзу хана Узбека из собрания Петра Щукина.

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.

Фото: Государственный исторический музей

Наконец, третий раздел — это образы: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы» и тому подобное. Рассказ о «чужом» через фантазию становится популярной выставочной темой: только что в ГМИИ прошел аналогичный проект «Образы Испании». В Историческом же музее можно увидеть другую сторону ойкумены. Из XVI века — географические карты Ортелия с загадочными фигурами, от путешественников эпохи Просвещения — внимательные зарисовки костюмов разных народностей, все это соседствует в залах с полотнами из «Туркестанской серии» Василия Верещагина. Из произведений начала ХХ века, который был особенно влюблен в эту дикую тему, представлены «Соляные столпы» Наталии Гончаровой, волшебная дымка степных пейзажей Павла Кузнецова.

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.

Фото: Государственный исторический музей

Впервые экспонируются рисунки участника экспедиций по Северной Монголии, сына монголки Сергея Колесникова (1889–1952) из серии «Монголия» (1910–1920-е) из собрания ГМИИ. Фонд Марджани поделился коллажами современного художника Рината Миннебаева. Также представлены иллюстрации Владимира Фаворского к эпосу «Джангар». Не обойтись и без обязательного набора — пейзажей Николая Рериха и скульптур Даши Намдакова. Таким образом, каждый может попробовать найти свой путь для понимания Великой степи: или через строгую науку, или через романтичную фантазию.  

Государственный исторический музей
«Дикое поле. В вечном движении»
До 9 сентября

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.