Коллажи и мизансцены Сергея Параджанова в Гослитмузее
Сергей Параджанов на съемках фильма «Андриеш» Молдавия. 1954. Фотограф И.А. Грязнов Фото: Государственный центральный музей кино
Когда великому режиссеру запрещали снимать кино и даже когда его лишали свободы, он становился художником, превращая любые предметы в искусство. Двум ипостасям одного гения посвящена юбилейная выставка
К 100-летию Сергея Параджанова (1924–1990) в Гослитмузее подготовились на совесть: на юбилейной выставке более 200 предметов. «Все представленные материалы — это только то, что удалось найти в Москве, — рассказывает куратор Ольга Залиева. — Отбор экспонатов в Музее кино, в огромном количестве частных собраний был очень трудоемким. Но благодаря этому здесь представлено много вещей, никому не известных и никем не виданных».
Сергей Параджанов. «Ассириец с черным цветком». Кукла. 1970-е. Фото: Государственный центральный музей кино
Глубокий бордовый цвет стен в сочетании с пестрыми коврами воссоздает колорит восточных кинолент — «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Сергей Параджанов обладал даром проникать в сущность многих культур, не зря одним из лучших фильмов в истории украинского кино считается его «Тени забытых предков». Режиссер уловил дух, передал уникальность мировосприятия и быта гуцульского народа. С этой работы начинается последовательное повествование о творческой биографии режиссера. В экспозиции представлены национальная одежда и посуда, гуцульский топорик, эскизы костюмов, фотографии, кадры из фильма, плакаты.
Следующий раздел посвящен самой известной кинокартине Параджанова — «Цвет граната». Фильм, дошедший до нас в монтажной версии Сергея Юткевича, приобрел общекультурное значение. С фотографий и плакатов на нас смотрит муза мастера — неподражаемая Софико Чиаурели, сыгравшая в ленте сразу шесть ролей. Роскошные параджановские коллажи не уступают по насыщенности и символичности фрагментам из «Цвета граната», инкрустированным в экспозицию. Каждый коллаж, по словам куратора, «можно легко развернуть до мизансцены из фильма», а многие кадры, наоборот, «являются не чем иным, как красочными коллажами».
Сергей Параджанов. «Благовещенье». Коллаж. 1970-е. Фото: Государственный центральный музей кино
Главной трагедии в жизни Параджанова посвящен зал под названием «Зона. Режиссер в законе». Ежедневное творчество — создание произведений из любых подручных материалов, от проволоки до засушенных цветов, — позволяло Параджанову чувствовать себя свободным даже в тюрьме. В экспозиции представлены работы, созданные на зоне, и письма близким: бывшей жене Светлане Щербатюк, племяннику Георгию, другу Василию Катаняну, Лиле Брик, заступничество которой помогло ему досрочно выйти на свободу. Символично выглядит фотография: Параджанов на зоне в окружении музыкантов-заключенных — ансамбль называется «Надежда».
Еще один зал описывает жизнь Параджанова в Тбилиси. Лишенный права быть режиссером, он становится художником. На выставке впервые экспонируется серия из восьми его коллажей к балету по роману Максима Горького «Мать», их предоставил племянник режиссера Георгий Параджанов. На знаменитых фотографиях Юрия Мечитова Параджанов в окружении друзей: Владимира Высоцкого, Тонино Гуэрры, Марчелло Мастроянни, Майи Плисецкой, Андрея Тарковского. Здесь же работы и других прославленных фотографов: Виктора Баженова, Валерия Плотникова, Юрия Роста.
А.С. Махов. Плакат к фильму «Легенда о Сурамской крепости». 1984. Фото: Государственный центральный музей кино
Отдельный зал посвящен картинам «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», созданным в период, когда после очередного ареста и освобождения режиссер, благодаря поддержке мировой общественности, получает право снимать. Специально к выставке Рустам Хамдамов написал две картины — «Дары Сергею Параджанову». Они представлены в последнем зале наряду с работами родственников и друзей знаменитого режиссера, которых вдохновляли миры Параджанова
Государственный литературный музей
«Сергей Параджанов. "Вечный полет"»
До 27 октября
Источник: www.theartnewspaper.ru