Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

0 39

Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах

«Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В 2025 году Музей Фаберже планирует начать проект о современном искусстве из российских регионов. Он будет рассказывать о классиках, возвращать забытые имена и искать новых авторов. Первая выставка из этого цикла, сосредоточенная на весьма пассионарной локации — Екатеринбурге и окрестностях, должна открыться в феврале. А для любителей классики музей приготовил большую ретроспективу братьев Маковских, даты которой пока не называют (посвященный им проект также недавно прошел в Серпухове).

Февраль — весна 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Евгений Седухин. «Симфония шестой домны». 1979. Фото: ЕМИИ «Третьяковская галерея. Пять веков русского искусства»

Филиал Государственной Третьяковской галереи, Калининград

Проект, которым Третьяковка открывает свой филиал в Калининграде, должен стать таким же запоминающимся, как выставка о еде, открывшая фабрику-кухню в Самаре. В новое здание приедет около 300 произведений, составляющих золотой фонд русского искусства, от Боровиковского до Малевича и нонконформистов. Многие из работ специально снимут со стен постоянной экспозиции в Лаврушинском и на Крымском Валу. В Москве же в течение года покажут крупные выставки Виктора Борисова-Мусатова, Карла Брюллова, Франциско Инфанте, Бориса Кустодиева и Ильи Машкова — в общем, на любой вкус.

Март — ноябрь 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Казимир Малевич. «На сенокосе». 1928–1929. Фото: Государственная Третьяковская галерея «Между Парижем и Москвой. Александра Бучкова и Сергей Кольцов»

Музей Москвы, Москва

Продолжение успешнейшей выставки «Москвичка». Экспозиция рассказывает об одной из героинь проекта — художнице Александре Кольцовой-Бучковой — и о ее муже, скульпторе Сергее Кольцове, в контексте важных событий эпохи, в которую они жили. Эти имена, хорошо известные специалистам по искусству первой половины ХХ века, запомнятся теперь и широкой аудитории.

Апрель — август 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Выставка «Москвичка» в Музее Москвы. Раздел, посвященный Александре Кольцовой-Бычковой. Фото: Музей Москвы «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае»

Музеи Московского Кремля, Москва

Потихоньку Музеи Кремля возвращаются к иностранным проектам, теперь уже за счет дружественных стран. На этот раз к нам приедет собрание Национального музея Китая. Выставка проходит в рамках перекрестного года культуры России — Китая и посвящена культуре еды и пития от неолита до ХХ века. В Москву везут около 150 ценнейших экспонатов, в их числе повседневная и парадная посуда, живописные свитки и костюмы, музыкальные инструменты, наборы для застольных игр и прочее.

10 апреля — 17 августа 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

«Пир девушки». Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня. Фото: Музеи Московского Кремля «1775. Триумф Екатерины II»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва

Два столичных музея — «Царицыно» и Музей архитектуры — параллельно покажут две части проекта, посвященного одному году жизни Екатерины II. Почти весь 1775 год, с 25 января по 20 декабря, она провела в Москве: праздновала на Ходынском поле победу в русско-турецкой войне, разрабатывала и внедряла губернскую реформу, переименовала село Черная Грязь в Царицыно и побывала в гостях в 25 дворянских и купеческих домах (некоторые из них стоят и поныне). Экспонаты, посвященные ее политической жизни и повседневному быту, составят выставку в музее-заповеднике. В анфиладе Музея архитектуры представят часть проекта, посвященную личной жизни Екатерины в Пречистенском дворце и его окрестностях.

«1775 год. Триумф Екатерины II. Личное пространство»
14 марта — 13 июля 2025 года

«1775 год. Триумф Екатерины II. К 250-летию усадьбы Царицыно»
22 апреля — 17 августа 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Александр Опекушин. Статуя Екатерины II. 1896. Фото: ГМЗ «Царицыно» «Лина Бо Барди»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва

После выставки бразильского видео-арта «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса», которая идет в «ГЭС-2» до февраля, нам покажут другой результат российско-латиноамериканских контактов — выставку Лины Бо Барди, одной из самых заметных представителей бразильского модернизма, продемонстрировавшей, что архитектура, музей и дизайн — это в первую очередь отношения между людьми, а не набор форм и функций.

Июнь — октябрь 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Лина Бо Барди. SESC Pompéia в Сан-Паулу. Фото: Рaulisson Miura/Дом культуры «ГЭС-2» «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства»

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка, открытие которой приурочено к проведению Петербургского международного экономического форума, соберет более 400 произведений величайших русских авангардистов, благо фонды Русского музея являются настоящей сокровищницей этого направления. Обещают, конечно, Малевича, Кандинского, Шагала и прочих. Мы же, увидев в этом году в Русском музее продуманную выставку «Весть», надеемся, что новый проект будет не менее остроумным и таящим много неизвестного и ранее не показывавшегося.

Июнь — осень 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Марк Шагал. «Прогулка». 1917. Фото: Государственный Русский музей «Выставка работ русских и французских фовистов»

Музей русского импрессионизма, Москва

Летним проектом музея на сей раз станет не воскрешение забытых имен, а панорама весьма знаменитых. Нам покажут ретроспективу одного из самых жизнерадостных направлений постимпрессионизма — фовистов (то есть «диких»). Выставка проводится совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Полотна французов Андре Дерена, Альбера Марке, Анри Матисса встретятся с произведениями отечественных «дикарей» — Николая Кульбина, Ильи Машкова, Алексея Явленского и других.

19 июня — 28 сентября 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Николай Кульбин. «Красная карусель». 1916. Фото: Собрание семьи Рыбаковых «Сокровища императорских резиденций: Царское Село»

Государственный исторический музей, Москва

Продолжение цикла выставок «Сокровища императорских резиденций», в рамках которого ГИМ привозит из Петербурга и пригородов предметы, окружавшие Романовых в их повседневной, но роскошнейшей жизни. На этот раз нас ждет около 400 экспонатов из Царского Села, включая уцелевшие фрагменты Янтарной комнаты.

Осень 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Ларец из Янтарной комнаты. Фото: «Царское Село» «Вечное барокко. От XVIII к XXI веку»

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал), Нижний Новгород

Триптих выставок «Названо Вазари» Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где совриск соединялся со старыми мастерами из фондов музея, завершился. Однако идея продолжает развиваться — кураторы переходят к следующему этапу истории искусства и на сей раз сосредоточатся на барокко и его выплесках в contemporary art. Должно получиться не менее захватывающе.

Осень 2025 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Саша Фролова. Перформанс в Царицыне (совместно с Ириной Воителевой). 2018. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина «Музей Барятинских. Европейское искусство XVII–XIX веков»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Осенью выставочные залы главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина займет выставка, посвященная коллекции одного из знатнейших и богатейших княжеских семейств императорской России — Барятинских. Она была одной из самых крупных в стране и, национализированная в 1918 году, разошлась по нашим музеям, значительная ее часть попала в Пушкинский. Снова собранная вместе, коллекция Барятинских представит нам лучших старых мастеров Европы, а также аристократический вкус к коллекционированию, который мы представляем себе в первую очередь лишь по Юсуповым — а зря.

20 октября 2025 года — 8 февраля 2026 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Симон Вуэ. «Благовещение». 1632. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина «Татлин»

Центр «Зотов», Москва

Центр конструктивизма, помимо общих обзорных проектов, делает и монографические выставки о лучших представителях нашего авангарда. И разумеется, без Владимира Татлина здесь не обойтись. Учитывая выставочные мощности «Зотова» и его умение налаживать контакты с государственными и частными собраниями, мы должны увидеть что-то колоссальное.

22 ноября 2025 года — 22 марта 2026 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Модель башни Татлина. 1919. Фото: Wikimedia Commons «Искусство портрета. Личность и эпоха»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наконец-то в стенах Зимнего дворца Эрмитаж покажет в расширенном виде проект, который с большим успехом ранее возил в регионы. Выставка продемонстрирует развитие портретного жанра на протяжении четырех тысяч лет, вплоть до нашего времени — благо музейная коллекция восточных и античных древностей позволяет.

Декабрь 2025 года — март 2026 года

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Стив Маккарри. «Шарбат Гула. Афганская девочка». 1984. Пакистан. Отпечаток 2015 г. Фото: Государственный Эрмитаж

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ