Персонажи Гарифа Басырова летают не так, как птицы
Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Мультимедиа Арт Музей демонстрирует графику Гарифа Басырова, сумевшего с филигранной точностью визуализировать абсурд, который пронизывал 1970–1980-е годы — время, когда творческий подъем художника совпал со всеобщей стагнацией окружающего мира
В наши дни, говоря о советском периоде 1970-х — начала 1980-х годов, все реже используют выражение «эпоха застоя»: оно считается неудачным перестроечным штампом. Но, как тот отрезок истории ни назови, была ему присуща своя специфика. Часы тикали, календари перелистывались, а время будто стояло на месте. Этот феномен явственно выражен в рисунках и офортах московского художника Гарифа Басырова (1944–2004), представленных на выставке «Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее. Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Упомянутое свойство эпохи Басыров не просто визуализировал, а, можно сказать, увековечил. На листах из серий «Обитаемые пейзажи», «Горожане за городом», «Диалоги», «Спорт», «Космос» почти всегда происходит что-нибудь якобы сюжетное (и даже в серии «Спящие» герои нередко бодрствуют), однако действия персонажей не предполагают ни цели, ни результата. Просто им чего-то в жизни недостает, но они не знают, чего именно, и потому пытаются будировать экзистенцию, оставаясь при этом людьми неотменимо социальными. По виду — типично советскими, хотя Басыров не зря произнес когда-то в беседе-интервью с искусствоведом Галиной Ельшевской фразу: «Что про нас — то и про всех людей».
Гротеск, парадокс и сюр были его инструментами (отнюдь не единственными, уточним). Базовый этот набор происходил во многом из стилистики журнальной и книжной иллюстрации, претерпевшей в 1970-е годы серьезную эволюцию, правда, в отличие от 1960-х, почти подспудную. Вроде бы изменения мог заметить каждый, но на самом деле адресовались они «своей» аудитории. Гариф Басыров много рисовал для журнала «Химия и жизнь», который в брежневские и послебрежневские времена чрезвычайно ценился среди интеллигенции, включая тех, кто химию не смог постичь даже в рамках школьной программы. Ценился, конечно, за качественный научпоп, но прежде всего — за картинки. Некоторые их оригиналы помещены сейчас в витрины наряду с экземплярами «Химии и жизни». Тут можно обнаружить, например, остроумную иллюстрацию Басырова к статье «Вычислительные системы имитируют разум» и подивиться тому, как же давно муссируется означенная тема.
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее. Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Однако листы, представленные на стенах, вовсе не иллюстрации, и это важно понимать. Они, во-первых, самодостаточны, не связаны ни с какими текстами, а во-вторых, с трудом поддаются полиграфии. По виртуозности исполнения — штриховке, градуировке цвета, соотнесению форм — эта графика близка к профессиональному совершенству. С этими бы умениями созидать возвышенный, идеализированный мир, а не тот абсурдный, которому Басыров посвятил годы. И все же он долго настаивал на своем: да, неуклюжие фигуры в обволакивающем их пейзаже должны то и дело совершать нечто нелепое, зато страстное. Могут и полететь, пусть тоже нелепо. Речь не про высший пилотаж, а про тайны души.
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее. Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Тем не менее в 1990-е художник отринул этот стиль и отказался от прежних героев: социум стал принципиально иным, а ностальгировать попусту Басыров не хотел. Он начал работать не сериями, а проектами, всякий раз меняясь весьма решительно. Последние полтора десятилетия его жизни проиллюстрированы в МАММ лишь одним проектом — «Инкубусы» (1995). Это псевдопортретные скульптурки-ассамбляжи, собранные из дерева, металла и пластика. Похоже, автор задумал построить в итоге другую свою метавселенную взамен прежней. Просто не успел.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Гариф Басыров. Другое измерение»
До 22 июня
Источник: www.theartnewspaper.ru