Тирза Гарвуд: художница выходит из тени известного мужа
Тирза Гарвуд. «Этна».1944. Фото: SIMON LAWRENCE/FLEECE PRESS
Несмотря на то что карьера Гарвуд стремительно развивалась, когда ей не было и 20, теперь даже у себя на родине она известна главным образом как ассистентка своего мужа, художника Эрика Равилиуса. Лондонская выставка восстанавливает справедливость
На протяжении 73 лет, прошедших со дня смерти Тирзы Гарвуд (1908–1951), о ней говорили в первую очередь как о супруге признанного и хорошо известного в Великобритании живописца и графика Эрика Равилиуса. Теперь, десятилетие спустя после успешной ретроспективы Равилиуса, Даличская картинная галерея подготовила посвященную Гарвуд экспозицию, призванную в полной мере продемонстрировать незаурядный и самобытный талант этой художницы.
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее. Фото: mylands.com
Куратор выставки Джеймс Рассел впервые увидел произведения Гарвуд 20 лет назад, когда готовил к показу работы ее мужа. Он рассказывает, что с тех пор «искал возможность организовать выставку Гарвуд, но проблема в том, что она была совсем неизвестна, просто невероятно неизвестна даже для незаслуженно обойденного вниманием художника».
Поворотным стал 2012 год, когда была опубликована яркая и остроумная биография Гарвуд «Да здравствует Грейт-Бардфилд!». В 2022 году вышел ставший культовым в определенных кругах документальный фильм Eric Ravilious: Drawn to War. Для Даличской галереи, которая последовательно продвигает художников-женщин — от Берты Моризо до Винифред Найтс, организация выставки о Тирзе Гарвуд стала естественным шагом.
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее. Фото: mylands.com
Несмотря на то что художественная карьера Гарвуд начала стремительно развиваться, когда ей не было и 20, теперь она известна главным образом как ассистентка Равилиуса в первые годы их брака: она вырезала фоны для его ксилографий. Хотя Гарвуд и умела при необходимости имитировать его стиль, у нее была собственная неповторимая художественная манера, которую Рассел характеризует как «ясная, точная и остроумная». На выставке представлено более 80 ее редко экспонируемых работ — от живописи маслом до гравюр, набросков, коллажей, текстиля и узоров для декоративной бумаги.
Тирза Гарвуд познакомилась с Эриком Равилиусом в Истборнской школе искусств, где он преподавал очень модную в то время ксилографию. Но определяющее влияние на ее творчество оказала собственная коллекция викторианских книг. Это влияние прослеживается в ранних ксилографиях художницы, свидетельствующих о ее сатирическом таланте и любви к естественной истории. Наиболее яркое воплощение они нашли в серии юмористических виньеток о повседневной жизни «Отношения», созданной в 1930 году по заказу издательства Curwen Press, но так и не опубликованной. Хотя Равилиус и поощрял занятия Гарвуд творчеством, под грузом семейного быта она переключила свой талант на вышивание и шитье квилтов, в которых иногда повторяла собственные ранние гравюры.
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее. Фото: mylands.com
Важной вехой стал переезд в Касл-Хедингем в Эссексе в 1935 году. Гарвуд зарекомендовала себя как один из лучших в стране производителей декоративной бумаги, которую у нее покупали лондонские дизайнерские магазины и Музей Виктории и Альберта. Судя по выдержкам из дневника художницы за 1941 год, она работала в невероятном темпе: изготовление бумаги чередовалось с варкой джема, уходом за младенцем и воспитанием еще двоих маленьких детей.
В 1942 году, вскоре после того как у Гарвуд был диагностирован рак молочной железы, на войне погибает Равилиус. По словам Рассела, с этого момента ее творчество «переживает стремительный расцвет». Она перешла на масляные краски и начала писать странные, тревожные сцены, в которых сельский викторианский стиль соединяется с детским взглядом на мир. В последний год жизни Гарвуд все больше обращается к сюрреалистической оптике; так, призрачный автопортрет «Испанская дама» (1950) напоминает творчество Леоноры Каррингтон.
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее. Фото: mylands.com
Рассел считает, что последние работы Гарвуд обладают особой силой. «Была ли она важным художником? На мой взгляд, в той чудовищной ситуации, когда она осознавала, что болезнь оставит ее детей без матери, она смогла найти для разговора об этом собственный, не похожий ни на чей язык. Я думаю, это выдающееся достижение».
Даличская картинная галерея
«Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса»
До 26 мая
Источник: www.theartnewspaper.ru