Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

0 258

Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

Борис Бодуэн. «Банан с идеей [Banana con una idea]». 2022. Фото: Joaquín Cortés / Román Lores/ Museo Reina Sofía

Выставка в Центре искусства королевы Софии посвящена еде как системе знаков. Произведения, показанные на ней, образуют «пищевой лексикон», начинающийся с трех основ: agua («вода»), banana («банан») и carne («мясо»)

Отправной точкой для выставки стала видеоработа Марты Рослер «Семиотика кухни» (1975) из коллекции Национального музея «Центр искусства королевы Софии». В ней художница показывает кухонную утварь в алфавитном порядке и проговаривает названия предметов, сопровождая это агрессивными (но соответствующими назначению) жестами. Эта пародия на кулинарные шоу в первую очередь говорит о гендерных ролях, о борьбе домохозяйки, не желающей быть прикованной к кухне. Выставка «Семиотика еды» шире, при этом социальный, гендерный и еще новый, экологический, мотивы в ней главные.

Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии». Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Повторяя повествовательную структуру видео, выставка представляет глоссарий, в каждой статье которого анализирует смыслы, ассоциирующиеся с конкретным продуктом в контексте новейшей истории. «Было важно подчеркнуть напряженность, возникающую вокруг еды на всех этапах ее существования — от выращивания до обработки и потребления», — сообщают кураторы. Основываясь на коллекциях Библиотеки и Центра документов Музея королевы Софии, экспозиция включает в себя визуальные и текстовые материалы: фотографии, книги, стихи, плакаты, кулинарные книги и художественные объекты. Все эти произведения образуют «пищевой лексикон», начинающийся с трех основ: agua («вода»), banana («банан») и carne («мясо»). По мнению кураторов, уже эти три продукта исчерпывающе показывают, как еда может быть связана с историей, политикой, искусством и культурой.

Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

Имитация рождественского ужина дома у художника Хосе Переса Оканьи. Фото для приложения к газете El periódico. 1982. Фото: Faustí Llucià Figueras, VEGAP, Madrid, 2024

Вода — одна из главных тем в творчестве американской художницы и писательницы Рони Хорн. В своей книге «Другая вода» (2000) она исследует эстетическое и экологическое измерение этого жизненно важного элемента с помощью фотографий и поэтических примечаний, взяв как пример Темзу. Исследования арт-группы Grupo Escombros более приземленны и конкретны: в работе Agua S.O.S. (1990) художники разлили по бутылкам воду из реки Риачуэло в Аргентине, загрязненную промышленными стоками. Оба произведения побуждают к размышлениям о политических и социальных проблемах, связанных с водой как основой жизни.

Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии». Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Книга «Банановое золото» (1932) американского журналиста Карлтона Билса рассказывает о «банановых вой­нах» (1898–1934) в Никарагуа, борьбе местных наемных рабочих за улучшение условий труда на банановых плантациях. Объект «Банан с идеей» (2022) художника Жориса Бодуана, банан с ввернутой в него лампочкой, являет собой образец концептуального искусства (как тут не вспомнить знаменитый банан «Комедиант», прикрепленный Маурицио Каттеланом к стене на Art Basel Miami Beach в 2019 году и купленный тогда же за $120 тыс.!). Проект «Пересечь море, чтобы быть съеденным» писательницы Валерии Маты и двух художников, Йоханны Зеелеманн и Бьорна Стейнара Блюменштейна, — это травелог, история путешествия банана от места его выращивания в Эквадоре до конечного пункта назначения, магазина в Исландии. Все вместе три объекта, выбранные для представления этого фрукта в словаре семиотики еды, буквально раскрывают три «измерения» банана: социально-политическое, художественное, экономическое.

Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии». Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Отдел «Мясо» показывает не самую приемлемую для чувствительных или совестливых натур пищу как «тело политики». Нынешний коллапс мировой системы несет угрозу целостности тел всех людей на земле. В книге «Общий мир» (2013) Марина Гарсес рассказывает о случае Мухаммеда Буазизи, молодого тунисца, который поджег себя, когда его уличный ларек был конфискован полицией, лишившей его единственного средства к существованию. Это событие вызвало протесты, которые были жестоко подавлены властями и привели к началу «арабской весны» — серии протестов, восстаний и вооруженных мятежей, охвативших большую часть арабского мира в начале ­2010-х годов. Здесь же показана работа «Мясной фарш» (1988) группы Grupo Escombros, использующей изображения людей, измельчаемых в мясорубке, чтобы осудить насилие, пытки и похищения оппозиционеров в период военной диктатуры в Аргентине (1976–1983). Также в этом разделе глоссария представлен отчет Совета провинции Наварра, в котором описаны требования к инфраструктуре свиноводства: документ проливает свет на проблемы мясоперерабатывающей и животноводческой промышленности, в том числе экологические. 

Центр искусства королевы Софии
«На столе. Семиотика еды»
До 20 сентября

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.