Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Алексей Моргунов. Композиция «17–90». 1914–1915. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
Когда в 2021 году в московском Музее русского импрессионизма готовили выставку «Авангард. На телеге в XXI век», было решено отреставрировать двухстороннюю «Композицию» Моргунова из фондов Слободского музея (Кировская область). Для этого был запущен краудфандинговый сбор средств. PR-директор музея Мария Григорьева рассказывала нам об этом эпизоде: «Было трудно. Художник не был известен широкой аудитории, поэтому картина не пробуждала желания помочь. Мы вводили Моргунова в контекст, объясняли, что он сын Саврасова, ученик Коровина, соратник Малевича». В итоге люди прониклись, деньги были собраны.
Алексей Моргунов. «Окно». 1924–1925. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Один из кураторов выставки в Третьяковке Игорь Смекалов комментирует: «Моргунов — едва ли не последний из зачинателей авангардистского движения, кто до сих пор не удостоился ни персональной выставки, ни монографии, ни альбома. Исследователи говорили о художнике лишь в контексте анализа творчества его великих друзей — Ларионова, Малевича, Татлина». И действительно, Николай Харджиев, например, использует мемуары Моргунова только для комментариев биографии Малевича. При этом о важности фигуры художника говорит хотя бы тот факт, что именно Моргунов нарисовал знаменитую марку объединения «Бубновый валет».
Алексей Моргунов. «Портрет». 1913–1914. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Искусствовед, создатель проекта «Энциклопедия русского авангарда» Андрей Сарабьянов, который активно помогал организовать выставку в Третьяковке, вспоминает: «Начиная с 1980-х годов я готовил свою книгу „Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях“ (вышла в 1992 году). Ездил по региональным музеям, исследовал их фонды, и в них мне попались шесть-семь работ Моргунова. Его никто не знал, он был забыт. Единственная публикация — пара страничек Ольги Обольсиной в журнале „Искусство“ 1974 года. Я заинтересовался, стал собирать информацию. Написал биографическую статью, которую включил в энциклопедию. Моргунов стал выступать из сумрака, им начали заниматься Ирина Вакар и Игорь Смекалов. В моей выставке „Мир как беспредметность. Рождение нового искусства“ 2022 года в Еврейском музее он уже стал заметной фигурой».
Алексей Моргунов. «Хоста. Черное море». 1931–1932. Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Считалось, что от Моргунова осталось совсем немного, — говорит Смекалов. — Но это, к счастью, не так. Во время подготовки к выставке были выявлены десятки замечательных картин и рисунков разных лет, которые хранятся в 35 музеях мира — не только в России, но и в Европе (Амстердам, Салоники), Азии (Нукус), Америке (Чикаго). Большинство из этих произведений удалось собрать в изданном к выставке монументальном каталоге. Многое мы с Ириной Вакар, инициатором этой выставки, переатрибутировали и передатировали».
Алексей Моргунов. «Цветы». 1913–1914. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Произведения из частных собраний тоже участвуют, но их мало: художника никто не знал, за ним не охотились. Действительно, его аукционный рекорд на сегодня — £52 тыс. за «Даму с веером» (McDougall’s, 2018).
К сожалению, переносившаяся несколько раз из-за текущей ситуации выставка к моменту открытия сильно уменьшилась в размере. Так, отпали великолепные произведения из собраний Георгия Костаки в Салониках и Николая Харджиева в Амстердаме. В итоге она представляет собой не монографический блокбастер, а экспозицию в одном зале. Тем не менее удалось собрать 40 произведений из почти 30 музеев; фотографии утраченных работ мастера 1913–1919 годов опубликованы в каталоге вместе с его теоретическими текстами. Каталог стал первой книгой о художнике.
Алексей Моргунов. «Пейзаж с красным домом». 1910–1911. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка разместилась в анфиладе постоянной экспозиции ХХ века, между залами Владимира Татлина и Ивана Клюна. И от этого соседства Моргунов совершенно не проигрывает. «Моргунов — выдающийся живописец-экспериментатор. Его искусство — значительная веха в истории авангарда. Тем ценнее, что творческий путь художника удалось реконструировать с большой полнотой», — подчеркивает Игорь Смекалов. Таким образом, выходит, что Алексей Моргунов — художник, который фактически воссоздан с нуля. В этом он сравним разве что с представителем следующего поколения новаторов Иваном Кудряшовым, «открытию» которого был посвящен проект Третьяковской галереи 2021 года.
Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка
«Алексей Моргунов. Среди первых»
До 26 января
Источник: www.theartnewspaper.ru