Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни

0 120

Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни

Фрагмент картины Луки Джордано «Избиение младенцев» в процессе реставрации. Раскрытие с контрольными участками. Фото: Музей Академии художеств

В мастерских Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге идет реставрация монументального полотна «Избиение младенцев», до сих пор почти неизвестного даже специалистам. Широкая публика сможет увидеть это произведение через год

Почти 100 лет эту работу держали сначала накатанной на вал в фондах Эрмитажа, потом закрытой плотным слоем профилактических заклеек в хранилище Музея Академии художеств. Комплексная реставрация началась полтора года назад и к концу следующего лета должна завершиться. Впервые широкой публике картину представят в конце 2025-го в московском ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставке «Лука Джордано и его ученики».

Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни

Полотно «Избиение младенцев» до реставрации. Фото: Музей Академии художеств

Родившийся в Неаполе Лука Джордано (1634–1705) славился мастерством и скоростью работы, за что получил прозвище Luca Fa-Presto (итал. «Лука, делающий быстро»). В Европе вряд ли найдется музей старого искусства, где бы не было его произведений. В Эрмитаже — 14 его полотен, десятки работ — в других крупных музеях России. «Избиение младенцев» происходит из коллекции Генриха Брюля, которую после смерти владельца приобрела Екатерина II в 1768 году. Из Эрмитажа в конце XIX века картина переехала в Гатчинский дворец, а после революции ее отправили обратно.

Когда в 1930-е годы решили восстановить Музей Академии художеств, Эрмитаж передал туда некоторые предметы из своего собрания. Монументальное полотно «Избиение младенцев» (250 на 325 см) попало в коллекцию Музея АХ в 1935 году накатанным на вал с несколькими другими холстами. В таком виде оно хранилось до 1950-х годов, когда в музее открылась своя реставрационная мастерская. Появилась идея отреставрировать картину, но ее состояние было крайне тяжелым, а в мастерской работал лишь один реставратор. Он сделал профилактические заклейки живописного слоя по всей площади полотна и натянул его на подрамник. Так оно существовало еще более 70 лет.

Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни

Полотно в процессе реставрации. Фото: Музей Академии художеств

«Мы буквально облизывались, глядя на эту картину, мечтая, как бы вернуть ее к жизни, — рассказывает Ольга Харитонова, реставратор масляной живописи первой категории, сотрудник Музея АХ. — Но только недавно у нас в мастерской появились новое оборудование и возможности для такой сложной работы».

Состояние картины требовало буквально всех видов работ, какие только существуют в реставрации масляной живописи. Наиболее заметны были «ожоги» лака от слишком горячего утюга, которым закрепляли профзаклейки, и фрагменты живописи, по сути лежавшие на поверхности.

Во время предварительного исследования и в процессе расчистки специалисты сделали некоторые открытия: обнаружили несколько авторских изменений в композиции, а расчищая живопись от старых записей и толстого слоя лака, вернули ранее скрытые детали, в частности слезу на лице одной из женщин и ножку младенца в правом нижнем углу.

Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни

Полотно в процессе реставрации специалистами Музея Академии художеств в Санкт – Петербурге. Фото: Музей Академии художеств

При работе с полотном реставраторы столкнулись с неожиданной для себя проблемой: из-за плохо выполненной свыше 250 лет назад дублировки (она была сделана еще до того, как картина попала в Россию) авторская живопись оказалась в складках, зафиксированных дублировочным холстом. От этого пострадала вся картина по контуру, особенно верхняя часть. В самом начале работы реставраторы осторожно растянули авторский холст, чтобы расправить складки. «Фрагменты живописи висели между складками холста, осыпаясь внутрь, — вспоминает Павел Александров, реставратор масляной живописи первой категории, — поэтому нам пришлось положить картину на стол, иначе все осыпалось бы».

Приходилось работать параллельно и двигаться осторожными мелкими шагами. «Одновременно подклеивали все, что отваливалось, и все, что поднималось с заклейкой, возвращали на свое место, — говорит Ольга Харитонова. — Нижняя часть полотна уже готова, потом на столе будем работать с верхом».

Сейчас вся картина укреплена, сделана расчист­ка. Затем полотно снимут с подрамника и раздублируют, то есть уберут старый дублировочный холст, после чего очистят тыльную сторону и сдублируют полотно на новый холст. Только после этого приступят к тонировкам. К выставке в Москве для картины закажут новую раму.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.