Выставка «Границы видимости»: фасеточное зрение против академических шор

0 76

Выставка «Границы видимости»: фасеточное зрение против академических шор

Александр Лавров. Инсталляция «‎Альбом». Фото: ЦСИ Винзавод

Программа «Винзавод. Гравитация» — стратегическая для центра современного искусства в 4-м Сыромятническом переулке. Это попытка собрать современное искусство в антологию, и «Границы видимости» — вторая часть этой антологии

Дебютный проект «Чего ты боишься?» под кураторством Елены Селиной предлагал посмотреть своим страхам в лицо и побороть их действием. Он собрал 28 выпускников «Открытых студий» «Винзавода». Вторая глава, «Границы видимости», тоже о смене фокуса зрения и уже включает работы более 40 авторов — от мэт­ров до молодых художников. Куратор проекта историк искусства Сергей Хачатуров предлагает использовать периферийное зрение, чтобы заглянуть в мир, который недоступен прямому взгляду.

Экспозиция, занявшая Цех белого и Цех красного, состоит из пяти разделов. Каждый описывает точку зрения, конфликтную по отношению к центральному зрению: «Боковой обзор», «Слепое пятно и точка фиксации», «Послеобразы», «Щель и порез в перспективной коробке», «Таблица Амслера». Кураторская концепция не только опирается на законы оптики, но и служит метафорой «драматического переворота новой идентичности человека в современном мире, особенностей его рецепции». По словам Хачатурова, это попытка уловить «не систему, а поток, не конструкцию, а энтропию, не целое, а сеть разорванных фрагментов». Такой подход определил круг приглашенных художников — «способных отказаться от академических шор ради фасеточного зрения». Мозаика неочевидного, построенного на физиологии и психологии зрения, складывается методом индукции — от частного к общему.

Выставка «Границы видимости»: фасеточное зрение против академических шор

Команда «Той». «Фотозона». Фото: ЦСИ Винзавод

Характерный пример — инсталляция Владимира Потапова «Как из прошлого сделать настоящее, или Сколько настоящего в настоящем». Советские эмалированные чашки, металлические кастрюли, чайники, кофейники, сковороды он буквально выворачивает наизнанку. Личные вещи с бытовой историей, которые стали свидетелями прежнего мира, художник деформирует так, чтобы показать, «в каком виде все это возвращается сегодня». Другой пример — от художника Саяна Байгалиева. Живописное полотно «Между этажами» — о состоянии «не там и не тут». Оно наглядно демонстрирует привычное под другим углом зрения: домашняя обстановка показана сверху, пространство квартиры перемежается лестничными пролетами, изломанными частями зоны жизни, раскалывая ее на фрагменты.

Впрочем, ощущение нестабильности и дезориентации исходит не только из восприятия сего дня, но и из понимания искусства, его иноприродности. Осмыслят эту тенденцию не только большой выставкой, этапной для «Винзавода», но и с помощью книги — исследования из двух частей. Одна представит работы участников в формате каталога, другая — статьи специалистов из различных сфер, от врачей-окулистов и психологов до художников и экспертов в области оптических иллюзий. Вопросы видения будут рассмотрены с физиологической, метафорической, культурологической и антропологической позиций.

Выставка «Границы видимости»: фасеточное зрение против академических шор

Екатерина Герасименко. «Лестница» из проекта «Конец контактной подвески». Фото: ЦСИ Винзавод

В этом контексте резонно вспомнить то, о чем Хачатуров в своей концепции не упоминает. В начале ­2000-х британский художник Дэвид Хокни и американский физик Чарльз Фалько выдвинули резонансную гипотезу, согласно которой прогресс живописной школы (в первую очередь эпохи Возрождения) связан с развитием технологий и использованием художниками оптических инструментов вроде камеры-обскуры и сферических зеркал. Многие критиковали Хокни, доказывая, что упомянутые им художники вполне могли писать свои полотна безо всяких технических помощников. Однако, кажется, саму суть процессов в искусстве британец угадал. Спустя четверть века это становится очевидным. 

Центр современного искусства «Винзавод»
«Границы видимости»
До 29 июня

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ