Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

0 189

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Директор лондонской Национальной галереи Габриеле Финальди. Фото: The National Gallery, London

Директор лондонской Национальной галереи рассказывает о планах на новые приобретения, обновлении крыла Сейнсбери, переработке развески и о том, как вынужденные меры по защите картин от экоактивистов делают их «на шаг дальше от публики»

Национальная галерея отмечает 200-летие с момента основания в 1824 году. Каким будет долгосрочное влияние этого юбилейного года?

Мы много думаем об этом. 200-летие — отличная инвестиционная возможность, и я использую слово «инвестиции» в самом широком смысле. Наиболее значительным станет обновление крыла Сейнсбери, в результате чего мы получим гостеприимное, красивое, удобное, светлое и просторное здание. Нынешнее входное пространство галереи несколько посредственно. Мы также создадим новый исследовательский центр, который должен стать ведущей в Великобритании структурой по изучению живописи старых мастеров. Появится «дом спонсора» с инфраструктурой для обладателей абонементов и для спонсоров. Новый центр творческого обучения станет самым крупным среди всех музеев Великобритании. И еще мы хотим оборудовать пространство перед крылом Сейнсбери, приблизительно как недавно сделала Национальная портретная галерея.

Вам уже удалось собрать необходимые средства?

Стоимость проекта NG200 составит около £95 млн, из которых мы уже собрали £90 млн: £10 млн пойдут на нашу программу мероприятий в 2024–2025 году, а работы в здании обойдутся в £85 млн. Основную часть средств пожертвовали семья Сейнсбери, а также Фонд Гарфилда Уэстона и наш председатель Джон Бут.

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Паоло Уччелло. «Битва при Сан-Романо». 1438–1440. Фото: The National Gallery

Когда планируется открыть крыло Сейнсбери? Это ведь должно было произойти уже сейчас.

В мае 2025 года, в начале нашего «года повторных открытий». Сначала мы откроем обновленный вход, образовательный центр и «дом спонсора». Затем возьмем паузу на год, после чего займемся исследовательским центром и подземным коридором, ведущим к старому зданию. Они будут готовы в 2027–2028 году.

Вы получаете редкую возможность переработать развеску коллекции. Что планируете сделать?

Да, пересмотр развески обещает стать одним из самых захватывающих эпизодов юбилейного года. Такой шанс выпадает раз в поколение. У нас будет возможность максимально выгодно показать недавно отреставрированные работы, в том числе «Битву при Сан-Романо» (около 1438–1440) Паоло Уччелло и «Нахождение Моисея» (начало 1630-х) Орацио Джентилески. Новая развеска в целом сохранит прежнюю хронологическую структуру, но время от времени мы будем ее нарушать, чтобы провести интересные параллели.

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Орацио Джентилески. «Нахождение Моисея». Начало 1630-х. Фото: The National Gallery

Так, мы впервые покажем «Автопортрет в соломенной шляпе» (1782) Луизы Элизабет Виже-Лебрен рядом с вдохновившей ее картиной — портретом «Соломенная шляпка» (около 1622–1625) Питера Пауля Рубенса. Они никогда прежде не экспонировались вместе.

Мы хотим выделить самые сильные стороны коллекции, такие как работы Тициана. Мы соберем в одном зале все 17 картин Клода Моне, чтобы получилась своего рода монографическая мини-выставка (до сих пор они были рассредоточены по двум разным залам).

Но я хочу сохранить знакомые черты для тех, кто любит галерею и ходит в нее много лет. Картины, которые привыкли видеть с большого расстояния в глубине череды залов, например «Распятие Монд» (1502–1503) Рафаэля и «Уистлджекет» (около 1762) Джорджа Стаббса, вероятно, останутся на месте.

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Луиза Элизабет Виже-Лебрен. «Автопортрет в соломенной шляпе». 1782. Фото: The National Gallery

Каковы ваши приоритеты в том, что касается приобретений?

Усовершенствовать совершенство. Примером может служить недавнее приобретение «Евхаристии» (около 1637–1640) Никола Пуссена в пару к «Браку», другой его картине из серии «Семь таинств».

Кроме того, нам всегда интересно исследовать новые аспекты истории европейского искусства, в том числе работы, созданные в европейской традиции за пределами Европы.

Мы были особенно рады приобрести «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» (около 1615–1617) Артемизии Джентилески — работу выдающейся художницы XVII века. Мы не стремимся к гендерному паритету, но публика интересуется историей художников-женщин в Европе и хочет понять, почему они так слабо представлены в исторических коллекциях.

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской». 1615–1617. Фото: The National Gallery

Вы говорили о том, как важно, чтобы атмосфера в музее была гостеприимной, но в то же время важна и безопасность, в особенности после нападений на «Телегу для сена» Констебла в июле 2022 года, на «Подсолнухи» ван Гога в октябре 2022 года и на «Венеру с зеркалом» Веласкеса в ноябре 2023 года. Как вы сочетаете гостеприимство и безопасность?

Сбалансировать эти порой противоречащие друг другу цели непросто. Из-за этих нападений мы были вынуждены усилить меры безопасности. Нападение на «Венеру с зеркалом» было особенно агрессивным. Когда вы бросаетесь на картину с молотком, трудно поверить в то, что у вас не было намерений ее повредить.

Какие меры вы были вынуждены принять?

Теперь еще больше наших картин находится под стеклом, и их число выросло на несколько сотен за последние полтора года. Это печально. Помимо того что это дорого, это делает их еще на один шаг дальше от публики, поскольку картина оказывается глубже в раме. В результате насладиться живописным мастерством, например, Рубенса становится сложнее.

В 1990-е годы в Национальной галерее говорили: «От метро до Тициана за три минуты». Теперь вход в галерею вынужденно занимает больше времени. Но это все равно не очень долго. Однако таковы современные реалии.

Нам нужно максимально обезопасить коллекцию и в то же время сделать посещение галереи максимально приятным. Новый вход в крыло Сейнсбери поможет нам упростить процесс.

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Никола Пуссен. «Евхаристия». 1637–1640. Фото: The National Gallery

Сколько картин войдет в обновленную экспозицию? При закрытом крыле Сейнсбери сейчас выставлено около 600 полотен, но в общей сложности в коллекции их чуть больше 2,3 тыс.

Да, нам еще есть что показать, и мы можем организовать индивидуальное посещение для людей, желающих увидеть работы, которые в данный момент не экспонируются. Но нам, конечно, следует стремиться к тому, чтобы собрание было представлено более полно. Когда мы вновь откроем крыло Сейнсбери, в экспозиции будет около 1 тыс. картин. Тысяча — это отправная точка. Наверное, нам надо стремиться к 1,3–1,4 тыс. картин. Мы хотим, чтобы в период сразу после открытия, в 2025–2026 году, все главные шедевры оставались у нас. Поэтому сейчас мы резко урезаем программу музейной аренды.

У вас есть еще один смелый проект: снести стоящее рядом офисное здание «Дом Святого Винсента» и построить на его месте новое крыло галереи.

Если он будет реализован, мы получим дополнительные площади для постоянной экспозиции и новые залы под временные выставки, что даст нам необходимую гибкость и нужное пространство. Это планы на 2030-е. Новое пространство будет почти таким же большим, как крыло Сейнсбери (37 тыс. кв. м).

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Андреа Мантенья. «Триумфы Цезаря». 1484–1506. Фото: The National Gallery

Король Карл III входит в число ваших покровителей. Что это означает на практике?

Король очень нас поддерживает, он обожает ходить в галерею. Он был нашим попечителем с 1986 по 1993 год. Наша аудитория и спонсоры ценят то, что нас поддерживает королевская семья.

Королевская коллекция на протяжении многих лет проявляет по отношению к нашему музею невероятную щедрость, предоставляя произведения искусства во временное пользование. Сейчас мы экспонируем «Триумфы Цезаря» (1484–1506) Андреа Мантеньи из Хэмптон-Корта. А на 200-летие мы надеемся включить в экспозицию ряд картин из Королевской коллекции, так или иначе связанных с нашими собственными экспонатами. 

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.