Культурный обмен: синергия столицы России и Сибири
Сцена из спектакля «Живой Т.» Данила Чащина. Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»
Содержание:
На примере «Театр Наций FEST», который проходит в Тобольске при поддержке компании СИБУР, рассказываем, как театр меняет к лучшему не только городскую культурную среду, но и пространство для жизни в целом
В конце июня в Тобольске прошел уже ставший традиционным фестиваль «Театр Наций FEST», созданный по инициативе Евгения Миронова. В этом году театр приехал в город уже в седьмой раз. За это время фестиваль полюбился тоболякам и туристам и стал значимым событием в культурной жизни Сибири. «Театр Наций FEST» привозит в город самые яркие театральные постановки, но этим его роль не ограничивается. Подробнее о том, как театр может менять не только культурную среду, но и городскую жизнь, — в нашем материале.
Лаборатория лучшего
В этом году «Театр Наций FEST» привез в Сибирь четыре спектакля, которые пользуются особой популярностью у столичной публики и были сыграны на сцене Тобольского драматического театра имени П.П.Ершова.
Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова, на сцене которого были показаны спектакли «Театр Наций FEST». Фото: Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова
«В программу нынешнего фестиваля вошли наши лучшие спектакли последних пяти лет: „Каренина. Процесс»“ Аллы Сигаловой, „Моими глазами“ Дмитрия Сердюка, „Живой Т.“ и „Последнее лето“ Данила Чащина. Все они с аншлагами идут в Москве и, я уверен, интересны тобольским зрителям», — рассказал художественный руководитель Театра Наций народный артист России Евгений Миронов.
Еще одной важной составляющей «Театра Наций FEST» стала творческая лаборатория на базе Тобольского драматического театра. Режиссер Антон Морозов с местными актерами создал эскиз спектакля «101 элемент», посвященного личности Дмитрия Менделеева, родившегося в Тобольске. Тема выбрана неспроста: в этом году отмечают 190 лет со дня рождения великого ученого. Эскиз, основанный на биографических фактах, планируют доработать до полноценного спектакля, который станет вкладом фестиваля в репертуар Тобольского драмтеатра.
Сцена из эскиза спектакля «101 элемент» Антона Морозова. Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»
Такие лаборатории — важная часть работы Театра Наций, который при поддержке компании СИБУР и программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» проводит «Театр Наций FEST». Мероприятие стало логичным продолжением одного из важнейших проектов Театра Наций — Фестиваля театров малых городов России, направленного на развитие региональных театров.
За семь лет «Театр Наций FEST» успел существенно изменить не только местную культурную сцену, но и сам Тобольск, который сегодня возвращает себе звание одного из очагов культурной жизни Сибири.
Концентрация культурной силы
Тобольск — древняя столица Сибири. До XVIII века город был основным военным, административным, политическим и религиозным центром региона. Неудивительно, что у него богатое прошлое и множество именитых уроженцев. Химик Дмитрий Менделеев, художник Василий Перов, композитор Александр Алябьев, изобретатель телевидения Борис Грабовский, архитектор Николай Никитин. Здесь жил и работал Павел Ершов, автор знаменитой сказки «Конек-горбунок».
«Статус культурной столицы у Тобольска исторический. Центром интеллектуальной и культурной жизни в Сибири Тобольск стал при активной ссылке декабристов в XIX веке. И возможно, даже раньше, в XVIII веке, за счет приезда очень многих деятелей культуры», — говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти и реализации социально-экономических проектов тобольского предприятия СИБУРа «ЗапСибНефтехим» Елена Бельская.
«Тобольск. Вид горы и Присутственных мест». 1917 г. Фото: Государственный исторический музей
В конце XIX века из-за строительства Западно-Сибирской железной дороги, изменившей торговые пути, Тобольск утратил экономическое значение. Былой статус город начал возвращать только в XXI столетии, когда здесь стала возрождаться крупная промышленность и он превратился в важнейший нефтегазохимический центр страны. Присутствие крупного предприятия, готового вкладываться в его развитие, дало городу ресурсы для того, чтобы вернуть себе прежнее значение.
«Учитывая впечатляющий историко-культурный бэкграунд, который уже есть у Тобольска, к развитию города и повышению общего качества жизни мы решили подходить именно через культурные мероприятия, — рассказывает Елена Бельская. — Тем более что это идеально соответствует философии программы „Формулы хороших дел“: мы исходим из того, что именно культура является двигателем для повышения уровня жизни. Поэтому здесь нашей основной задачей было расширять возможности культурного досуга, знакомить жителей с новыми, непривычными для них форматами, формируя таким образом кардинально новый жизненный запрос».
Именно поэтому значение «Театр Наций FEST» — не только в показе спектаклей, но и в активном взаимодействии приезжающих сюда артистов и режиссеров с представителями местного творческого сообщества.
Пространство свободы
Яркий пример того, как важно такое взаимодействие, — история Свободного молодежного театра, одного из двух профессиональных театров в Тобольске. Он вырос в начале 2000-х из небольшой, почти студенческой труппы, которая мечтала о творческой независимости. С появлением «Театра Наций FEST» артисты начали активно участвовать в лабораториях и мастер-классах фестиваля. Яркие и непохожие на постановки репертуарных театров спектакли постепенно получили признание и любовь местной публики. А в 2017 году театр был отмечен экспертным жюри престижной премии «Золотая маска», превратившись в одну из ключевых точек культурного притяжения в Тобольске.
Сцена из концерта «Этнографика». Фото: Свободный молодежный театр
Этот пример еще раз доказывает, какую роль фестивали и региональные гастроли играют в общем театральном процессе. «Они дают важный и ценный опыт общения, новые знакомства. Очень многие вопросы решаются в неформальной обстановке — за чашкой чая, — рассуждает режиссер Данил Чащин, который приехал в этом году в Тобольск. — И поверьте моему опыту, не только региональные театры учатся у столичных. Зачастую важные творческие открытия происходят в театрах совсем небольших городов, и их спектакли едут потом на фестивали, награждаются призами и премиями».
Сцена из спектакля «Последнее лето» Данила Чащина. Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»
Работа с профессиональными столичными артистами существенно повышает квалификацию региональных трупп, подтверждает руководитель Свободного молодежного театра Ольга Солодова. «Когда приезжал Дмитрий Брусникин, они привезли лабораторию „Вербатим“ и объединили два театра: и драматический, и молодежный. Мы тоже осваивали технику „вербатим“. То есть был момент, когда мы погрузились в это все, чтобы понимать этическую сторону документального театра, понимать, как все-таки формируется персонаж, нужно ли играть точь-в-точь. Конечно, в дальнейшем все, о чем с нами говорил Дмитрий Владимирович, что делал его второй режиссер Сергей Щедрин, использовалось в нашей постановочной практике», — рассказывает она.
Интерактивные проекты, подразумевающие активное взаимодействие и с публикой, и с городским пространством, — одна из отличительных особенностей Свободного молодежного театра. В его репертуаре сегодня — гастрономические спектакли, «вербатимы», «бродилки» и постановки, главные роли в которых играют горожане. Ярким примером стал спектакль «Карась — он тоже тоболяк», созданный в сотрудничестве с местными предпринимателями, развивающими локальную кухню, и основанный на подлинных историях, рассказанных авторам тобольскими рыбаками. Особенной любовью и популярностью он пользуется у туристов, которых в городе становится все больше.
Сцена из спектакля «Карась — он тоже тоболяк». Фото: Свободный молодежный театр
«Для двух проектов, Театра Наций и „Сибирского сезона“, билеты распродаются за три-пять дней. Быстро разлетаются билеты и на местные малые проекты, которые создают тобольские художники и театралы. Самое важное — что часто в результате этих проектов и этого сотрудничества местных и маститых федеральных артистов в городе возникают новые проекты, пространства, где творят, создают культурный продукт», — уверена Елена Бельская.
Такие независимые проекты иногда способны существенно изменить окружающую среду — не только в духовном, но и во вполне материальном понимании. «Появляется культурное пространство, появляется среда. На близлежащей территории начинает формироваться малый бизнес, увеличивается поток туристов, поток жителей», — продолжает Елена Бельская.
Влияют столичные гастроли и на туристическую привлекательность города: приезжающие в Сибирь артисты, многие из которых активно пользуются соцсетями, становятся своего рода амбассадорами Тобольска, рассказывая о нем подписчикам. Неудивительно, что за последние несколько лет туристический поток сюда вырос более чем вдвое — с 150 тыс. в 2019 году до 330 тыс. человек в 2023-м. Доходы от туризма увеличивают устойчивость города.
В результате комплексной работы Тобольск не только возвращает себе статус важной точки на культурной карте страны — в целом качество жизни в городе повысилось. В рейтинге Минстроя России «Индекс качества городской среды» Тобольск в последние годы стабильно входит в первую десятку в категории «Средние города» (до 2020 года он находился на 65-м месте).
Активное развитие инфраструктуры продолжается по мере роста турпотока и появления новых мест притяжения. Город не только активно привлекает крупные проекты, но и ищет свои, уникальные точки соприкосновения с ними, создавая совершенно новый продукт. Например, уже трижды здесь прошел кинофестиваль «Алафейская гора». За это время произошло фактически слияние московской и тобольской команд. В будущем планируется открытие в городе собственной киношколы.
Культурный круговорот
Гастроли важны не только для местных жителей, но и для артистов столичного театра. Это дополнительная возможность познакомиться с новой аудиторией и новыми регионами. «Второй день я под совершенно грандиозным впечатлением от города и от фестиваля, — рассказал своим подписчиком заслуженный артист России Игорь Миркурбанов, который в этом году принимал участие в фестивале. — Я действительно ошеломлен, восхищен, потрясен. Это место силы — и сам город, и фестиваль».
Софья Эрнст и Игорь Миркубанов исполняют главные роли в спектакле Аллы Сигаловой «Каренина. Процесс». Фото: Государственный театр Наций
Важна такая насмотренность и для режиссеров: накопленные наблюдения могут быть использованы ими при реализации новых творческих ходов. Не зря в театральной среде считается, что настоящее творческое сообщество без гастролей существовать не может. Тем более когда речь идет о столь благодарной аудитории, как в Тобольске.
Так в поездках «Театра Наций FEST» по регионам формируется новый формат взаимодействия. Старинные небольшие города вроде Тобольска получают доступ к мероприятиям высокого уровня и возможность формировать собственную культурную среду и развиваться самим, а опытные столичные труппы — уникальный опыт общения с разными зрителями и артистами из других городов. Это симбиоз, без которого невозможны ни настоящий рост, ни настоящее творчество, ни настоящая культура.
Партнерский материал.
Источник: www.theartnewspaper.ru