Музей Жакмар — Андре вновь открыл для посетителей «лестницу в рай»
Фрески работы Тьеполо были отреставрированы еще в конце 1990-х, а сейчас дело дошло до интерьеров Музея Жакмар — Андре в целом. Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
В роскошном парижском особняке, построенном в стиле Belle Époque для богатого банкира и его жены-художницы, завершена годичная реставрация. Рядом с фресками кисти Тьеполо теперь показывают еще и шедевры из римской Галереи Боргезе
Любой желающий отобедать под изысканным потолочным плафоном кисти венецианского художника Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770) и в окружении бесценных брюссельских гобеленов XVIII века со сценами подвигов Ахилла сейчас вновь обрел такую возможность. С 6 сентября свою работу возобновил Музей Жакмар — Андре.
Расположенный в XVIII округе по адресу: бульвар Османа, 158, особняк закрывался на год для проведения реконструкции и реставрации. «Мы потратили €6,5 млн и выполнили за это время значительный объем работ», — говорит куратор музея Пьер Кюри. «Но будьте уверены, что почти все в музее бережно сохранено. Я, в конце концов, специалист по консервации произведений искусства», — продолжает он, с особым нажимом произнося слово «консервация».
Музей Жакмар — Андре – один из самых потрясающих частных домов-музеев Парижа расположен в особняке, построенном в 1869–1875 годах для богатого банкира Эдуарда Андре. Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
Один из самых потрясающих частных домов-музеев Парижа расположен в особняке, построенном в 1869–1875 годах для богатого банкира Эдуарда Андре (1833–1894). На проект не жалели денег, так что архитектор Анри Паран смог отомстить своему конкуренту Шарлю Гарнье, который обошел его, заполучив заказ на возведение здания для нового оперного театра. Паран поставил себе цель создать ультрасовременный на тот момент дом с пространствами для развлечений. В особняке, например, имеются гидравлические перегородки, которые могли подниматься и опускаться, а также знаменитая лестница в виде двойной спирали. Помимо того, что она и сама по себе стала триумфом инженерной мысли, отделка ее тоже оказалась выдающейся: лестница украшена искусственным мрамором и золотом, а венчает ее установленная в 1893 году серия фресок работы Тьеполо, созданных автором для лестничной площадки и потолка. Когда-то они были выполнены для виллы Контарини в итальянской провинции Венето; Андре перевез их в Париж вместе с потолочным плафоном для столовой. Фрески, на которых изображен Генрих III Валуа, возвращающийся из Польши, чтобы наследовать французский престол, были отреставрированы раньше всего остального, в 1998 году.
Эдуард Андре начал коллекционировать предметы искусства еще в юности. «Ему нравилась французская живопись XVIII века — Фрагонар, Буше, а также декоративное искусство и гобелены, — рассказывает Пьер Кюри. — Но он развил свой вкус, когда в 1872 году женился на художнице».
Нели Жакмар (1841–1912) была успешной портретисткой, с 22 лет регулярно участвовала в парижских Салонах, страстно обожала итальянское Возрождение. Супруги много путешествовали по Италии и приобретали картины и скульптуры в Милане и Риме. В их доме по сей день можно увидеть такие шедевры, как «Святой Георгий, поражающий дракона» (1430–1435) Паоло Уччелло, живописные работы Андреа Мантеньи и Джованни Беллини, а также скульптуры Донателло.
Круг их интересов оказался, впрочем, заметно шире, чем итальянский Ренессанс. В семейную коллекцию вошли, например, редчайшие произведения Рембрандта: «Ужин в Эммаусе» (около 1629), «Портрет принцессы Амалии ван Сольмс» (1632) и «Портрет доктора Арнольда Толинкса» (1656), а также картины целого ряда фламандских мастеров.
Эдуард Андре впервые встретился с Нели Жакмар в 1862 году, когда она получила заказ написать его портрет. «Она была художником-натуралистом, — поясняет Кюри, — работала по фотографиям и делала много подготовительных рисунков». Они сошлись десять лет спустя, с подачи семьи Андре. Сам он был известным повесой, любил коротать вечера в публичных домах. Родственники решили, что Нели Жакмар сумеет наставить бонвивана на путь истинный, хотя, судя по всему, их брак в итоге так и не был заключен официально.
Фрески, на которых изображен Генрих III Валуа, возвращающийся из Польши, чтобы наследовать французский престол, были отреставрированы раньше всего остального, в 1998 году. Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
Куратор Пьер Кюри пришел работать в музей в 2016 году, привлеченный богатой коллекцией итальянского и французского искусства. «В то время музей открывался всего на несколько недель в году, — вспоминает он, — и уже тогда я понял, что некоторые его помещения требуют серьезной реставрации».
Когда плафон на потолке курительной комнаты стал осыпаться, было принято решение действовать оперативно. «Это уже становилось опасным», — поясняет Кюри. С сентября 2023 года здание начали активно восстанавливать. «Иногда бригада по 20 и более человек в день работала над своими узкоспециализированными задачами», — говорит куратор. Средства на реставрацию предоставил частный владелец музея, а также Институт Франции — через Фонд Жакмар — Андре.
Теперь стены курительной комнаты, когда-то обтянутые зеленым шелком, покрыты синтетической тканью — огнестойкой, имитирующей шелковый атлас. Точный оттенок зеленого был подобран по цветной фотографии 1913 года. «Мы отсканировали ее и смогли воспроизвести цвет», — делится подробностями Кюри. В бывшей столовой стены были восстановлены до первоначального светло-серо-зеленого цвета, который обнаружился под слоем старой краски.
На временных выставках музея прежде неизменно показывали образцы классического итальянского искусства, которым так увлекались хозяева особняка. Вот и на первой после открытия выставке представлены шедевры эпохи Возрождения и барокко из римской Галереи Боргезе (до 5 января). Среди них «Венера, ослепляющая Купидона» (около 1565) кисти Тициана и «Мальчик с корзиной фруктов» (около 1595) Караваджо — живописные произведения, которые крайне редко покидают пределы Италии.
Источник: www.theartnewspaper.ru