Помпейские древности найдут приют в бывшей богадельне в Неаполе
Бывшая Королевская богадельня не зря удостоилась прозвища «палаццо Фуга»: это почти дворец, занимающий целый квартал в центре Неаполя. Фото: ABDR ARCHITETTI ASSOCIATI
Реконструкция гигантского исторического здания должна через два года привести к появлению нового музея и культурного центра. Основной акцент будет сделан на показе помпейских артефактов из коллекции Национального археологического музея Неаполя
В Италии приступили к работе над проектом «крупнейшего в Европе культурного комплекса», как заявляют в правительстве страны. Часть недавно отреставрированного здания Богадельни для неимущих (Albergo dei Poveri) в Неаполе, которое когда-то служило огромной больницей и приютом, а сейчас почти пустует, отдадут в распоряжение Национального археологического музея Неаполя. Это событие знаменует новый этап в начавшемся возрождении культурного наследия города.
Огромный комплекс серьезно пострадал от землетрясения 1980 года и оказался практически заброшен. Фото: ABDR ARCHITETTI ASSOCIATI
Указ об учреждении Королевской богадельни издал Карл III Бурбон, строительство началось в 1751 году, и лишь через 70 лет этот проект был реализован. Огромный комплекс серьезно пострадал от землетрясения 1980 года и оказался практически заброшен. Его общая площадь составляет более 100 тыс. кв. м, это одно из крупнейших исторических зданий Европы. Около половины площадей отдадут Неаполитанскому университету имени Федерико II под аудитории и студенческие общежития. Свои помещения получит здесь и Национальная библиотека. А вот выставочное пространство площадью 10 тыс. кв. м достанется новому музею. Правительство Италии выделило для этой институции €147 млн.
Королевская богадельня для неимущих в неаполе
К появлению в городе внушительного здания, известного также под названием палаццо Фуга, привели амбиции Карла III Бурбона (1716–1788), первого правителя Неаполитанского королевства из династии Бурбонов, будущего короля Испании. К своему неаполитанскому двору он приблизил целый ряд известных в Италии художников, философов, архитекторов, в частности Фердинандо Фугу (1699–1782), который по указу короля в 1749 году приступил к проектированию комплекса Богадельни для неимущих. Несмотря на скромное наименование учреждения, оно должно было олицетворять собою величие государя и его неустанную заботу о подданных, так что поначалу ни денег, ни строительных материалов никто не жалел. Однако в силу изменившихся политических и финансовых обстоятельств бурно начатое строительство завершилось лишь 70 лет спустя.
В результате долгостроя с измененным проектом и урезанным бюджетом появилось здание не столь роскошное, как задумывалось, но все равно исполинское. Достаточно сказать, что парадный фасад пятиэтажной богадельни растянулся почти на 400 м. В разное время здесь размещались сиротский приют, больница, гимназия, государственный архив, выставочный и концертный залы — всего не перечислить. В 1980 году комплекс зданий существенно пострадал от землетрясения, но только в начале 2000-х городские власти приступили к его реставрации.
Еще…
Реконструкция началась в апреле и должна завершиться к середине 2026 года, рассказал The Art Newspaper Паоло Дезидери, глава римского архитектурного бюро ABDR, которое ведет проект.
«При работе над проектом такого масштаба не могло не возникнуть множества проблем», — признается Дезидери. По его словам, новый дизайн будет сопрягаться с археологическими элементами. «Для решения этих задач нам пришлось задействовать весь свой творческий потенциал», — говорит он.
Реконструкция началась в апреле и должна завершиться к середине 2026 года. Фото: ABDR ARCHITETTI ASSOCIATI
Будущее музейное пространство призвано знакомить посетителей с жизнью древнего города Помпеи и с историей об извержении вулкана в 79 году н.э., уничтожившем это процветавшее поселение. Ряд залов посвятят раскопкам XVIII века, которые привели к повторному открытию античного города для культуры и науки. В число экспонатов войдут артефакты из коллекции Национального археологического музея Неаполя, которые сейчас хранятся в запасниках, в том числе куски лапилли — вулканических выбросов, античные статуи, предметы домашней обстановки, ключи, кошельки с серебром и золотом. Запланированы также видеопроекции с реконструкцией богатых интерьеров древних строений, таких как храм Изиды и дом Кифареда.
Пережив свой золотой век в эпоху королевства, Неаполь после объединения Италии в 1861 году начал постепенно ветшать и терять былое величие. Тем не менее бурно развивающийся сегодня туризм дает надежду на его возрождение. По данным статистического агентства ISTAT, сюда с ночевкой ежегодно приезжает 10 млн гостей — по сравнению с менее чем 4 млн в 2018 году.
Министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано, уроженец Неаполя, выделил родному городу средства на крупные культурные проекты. «Благодаря своей истории и самобытности Неаполь может смело носить звание мировой культурной столицы», — заявил чиновник на открытии выставки «Культурное наследие ЮНЕСКО в XXI веке» в ноябре минувшего года.
Реконструкция началась в апреле и должна завершиться к середине 2026 года. Фото: ABDR ARCHITETTI ASSOCIATI
За два месяца до того министерство перечислило €22,2 млн на установку 4,5 тыс. солнечных батарей на крыше Музея Каподимонте (частные спонсоры добавили еще €25,5 млн). Недавно, в мае, министерство анонсировало, что на новые проекты по сохранению культурного наследия выделят €20 млн, включая €1,5 млн на развитие инклюзивной среды в известной туристической достопримечательности, Апельсиновом монастыре, который славится изразцовыми колоннами и цитрусовыми рощами. Еще €7 млн будет направлено на ремонт и реставрацию нескольких других зданий, в частности художественного музея — Пинакотеки.
Луиджи де Фалько, президент неаполитанского филиала некоммерческой организации «Наша Италия» (Italia Nostra), отмечает, что планы по восстановлению культурного облика города помогут сделать Неаполь «магнитом для туристов». Что, по его мнению, хорошо для экономики, но чревато недовольством местных жителей. «Их нельзя игнорировать, — уверен де Фалько, — и именно поэтому правительство должно сделать посещение музея для неаполитанцев бесплатным».
Источник: www.theartnewspaper.ru