Ватикан открывает доступ к личной коллекции папы и показывает Аполлона Бельведерского после реставрации
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского. Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Содержание:
Это происходит в рамках празднования так называемого Юбилейного, или Святого, года, обычно объявляемого раз в 25 лет. В программе — масса выставок на разных площадках Ватикана
Ожидается, что в Юбилейный год христианства, который в очередной раз отмечается в 2025 году, приток посетителей в музеи Святого престола и Рима увеличится на миллионы. Обычно Католическая церковь объявляет Юбилейный год раз в 25 лет, но предыдущий отмечался в 2016 году по решению папы Франциска I после его избрания в 2013 году (кстати, папский талисман юбилея — персонаж-маскот по имени Люче, одетый в желтую куртку с капюшоном).
В юбилейные годы люди со всего света съезжаются в Рим, чтобы посетить его главные храмы, в том числе базилики Святого Петра, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло Фуори ле Мура. В каждой из них есть Святые врата, которые открывают только в Юбилейный год.
справка Что такое Юбилейный год
Впервые Юбилейный, или Святой, год отмечался в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейными годы должны были считаться каждые 100 лет, в начале нового века. В 1343 году Климент VI решил отмечать юбилей каждые 50 лет. В 1389-м папа Урбан VI уменьшил промежуток между юбилейными годами до 33 лет (в честь земной жизни Христа). В 1470 году Павел II вынес новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в праздновании. Кроме того, папы римские несколько раз пользовались правом объявлять внеочередной Юбилейный год.
Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение полных индульгенций, то есть полную отмену временных наказаний за грехи. В четырех патриарших базиликах Рима паломникам во время посещения необходимо пройти через Святые врата (Santa Porta) — священные двери, которые открываются только в официальный Юбилейный год. Открытые двери символизируют прощение и милость Божью ко всем грешникам. Святые врата открывает в начале года и закрывает в конце года сам папа римский.
Еще…
Согласно некоторым оценкам, программа Юбилейного года удвоит туристический поток в Вечный город, который в прошлом году посетило 35 млн человек. Туристы и паломники начнут прибывать с конца декабря. В канун Рождества в присутствии папы Франциска в соборе Святого Петра распахнут Святые врата, которые традиционно открываются всего четыре раза в столетие.
Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, рассказала, что в 2025 году работу музеев продлят на два часа в день. «Мы ожидаем очень большого потока посетителей и надеемся, что нам удастся обеспечить им комфорт, — говорит она. — Мы хотим, чтобы они провели время приятно и с пользой, чтобы смогли почувствовать глубокий смысл экспонатов. Юбилейный год пройдет под девизом „Пилигримы надежды“, а в эти непростые времена надежда так важна для всех нас».
Одной из первых открылась выставка «Иконы надежды» в церкви Святой Агнессы в Риме. «Это невероятная экспозиция шедевров из Восточной Европы, России и других стран, — рассказывает Ятта. — Мы хотим показать икону как своего рода физический носитель молитвы, потому что это одновременно и произведение искусства, и молитва сама по себе». Большинство из 18 вошедших в экспозицию икон, созданных в период с XV по XX век, выполнены темперой по дереву.
Редкие вещи Бернини
Посетители одной из специальных выставок в Музеях Ватикана получат редкую возможность увидеть два произведения Джованни Лоренцо Бернини — «Проклятая душа» и «Блаженная душа» (обе — 1619) — из палаццо ди Спанья, доступ в который обычно закрыт для публики.
Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Летом откроется экспозиция «Семь паломнических церквей Рима», в которую войдут архивные фотографии главных церквей Юбилейного года, сделанные фотографом-документалистом Ромуальдо Мошиони, к 100-летию со дня смерти которого приурочена выставка.
Папа Франциск собирается показать публике некоторые из своих любимых произведений искусства, украшающих его личные апартаменты, в том числе картину Эль Греко «Христос Спаситель», которая будет экспонироваться в Музеях Ватикана весной. Кроме того, Ятта обещает особые «сюрпризы» на Рождество и на Пасху.
Еще один шедевр, единственная в собрании ватиканских музеев картина Караваджо «Положение во гроб» (около 1600–1604), будет экспонироваться в павильоне Святого престола на Всемирной выставке в японской Осаке. «Мы ценим возможность поделиться нашим наследием на таком важном мероприятии», — говорит Барбара Ятта, добавляя, что картина редко покидает пределы Ватикана и в предыдущий раз это произошло в 2017 году.
Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
В числе других художественных событий, приуроченных к Юбилейному году, выставка искусства модернизма в недавно открывшемся Музее дель Корсо, на которой представлено «Белое Распятие» (1938) Марка Шагала, привезенное из Чикагского института искусств. Это первая из серии работ, созданных художником на фоне преследования евреев в 1930-х годах; в них он изобразил Христа как еврейского мученика.
Преображение фонтана Треви и Аполлон Бельведерский
На одной из важнейших мировых достопримечательностей — римском фонтане Треви — завершены реставрационные работы, которые продолжались три месяца и обошлись в €300 тыс. Теперь фонтан можно рассмотреть ближе благодаря появившимся в ноябре мосткам из стекла и стали, за вход на которые позднее с туристов собираются взимать плату. Монеты, которые бросают в Треви, идут на финансирование католической благотворительной организации Caritas; в прошлом году фонтан принес ей около €1,5 млн.
Фонтан Треви в Риме. Фото: Сlementina Toso/Unsplash
На озере Альбано, в 45 минутах езды на поезде от Рима, в бывшем летнем папском дворце в Кастель-Гандольфо, который сейчас входит в состав Музеев Ватикана, открыли выставку, посвященную сюжету Рождества у художников эпохи Возрождения, в том числе Доменико Гирландайо и Рафаэля.
Недавно отреставрированный Аполлон Бельведерский, один из самых прославленных шедевров в собрании Ватикана, теоретически готов поприветствовать каждого посетителя крепким рукопожатием — потому что в ходе недавней реставрации мраморной статуе вернули утраченную кисть руки.
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации. Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Джандоменико Спинола, заместитель директора Музеев Ватикана, говорит, что статуя Аполлона (теперь с восстановленными золотыми волосами) — это «изумительное произведение, восхищавшее многих художников, в числе которых был и Микеланджело, придавший черты лица Аполлона Христу на „Страшном суде“ в Сикстинской капелле».
Кисть руки Аполлона восстановили по форме для отливки, которая, как считается, служила для изготовления оригинальной бронзовой статуи, копией которой является мраморная скульптура. Рука Аполлона изначально изваяна в положении для стрельбы из лука, и в Музеях Ватикана надеются, что теперь она указывает на новую главу в истории успеха этого прославленного музея.
Источник: www.theartnewspaper.ru